Педагогическое образование в Швеции, как стать учителем в Швеции

Педагогическое образование в Швеции

Если вы педагог и уже находитесь в Швеции или планируете переезд в эту страну, то вы найдете здесь много полезной информации. Перед тем, как переезжать в Швецию, у вас обязательно должен быть диплом, который показывает, что у вас есть педагогическое образование своей родной страны. Если же у вас такого диплома нет, а у вас незаконченное высшее образование, то вам здесь придется учиться заново. Тот путь, который я хочу предложить, он для тех, у кого есть законченное образование и диплом.

Программа действий для людей с иностранным педагогическим образованием

Первым делом, когда вы приезжаете в Швецию, желательно перевести свой диплом на шведский и английский языки. Конечно, можно обратиться в переводческую контору, но это будет стоить немалых денег. Поэтому у меня есть для вас небольшой совет. Идите на биржу труда. Там бесплатно переведут ваши официальные документы.

Когда вы получите перевод нашего диплома, то этот перевод и копию нашего диплома, плюс еще несколько бумаг нам нужно выслать в официальную организацию Universitets- och högskolerådet, которая занимается приравниванием нашего иностранного образования к шведскому. То есть она смотрит что вы учили, сколько часов и переводит эти сведения в формат шведской системы образования. Потом вы ждете ответа. Я ждала полгода. Сейчас, возможно, дела обстоят по-лучше.

Но вы не теряйте это время зря. Отправляйтесь в это время учить шведский язык. Как в университете, так и для дальнейшей работы. Когда вы получите документ об оценке вашего образования, на этой бумаге будет написано кто вы, бакалавр или магистр, согласно шведскому образованию. Сколько очков вы получили. Так же будут указаны рекомендации, что делать с вашим дипломом. Также там будет пояснительная записка для работодателя. Очень хорошая бумага. И с этими документами вам уже можно поступать в шведский университет.

Возникает логичный вопрос. Если эта организация подтвердила, что мы педагоги, у нас есть образование и опыт, почему я тогда сразу не могу пойти работать в школу? Дело в том, что в июле 2015 года в Швеции вступил закон, которым оказались недовольны многие шведские учителя. Дело в том, что с этой даты, у учителей, работающих в шведских школах и детских садах, должно быть учительское удостоверение. С чего это связано? Дело в том, что в Швеции хотят поднять уровень образования. Поэтому считают, что в школах должны работать только профессионалы. И ни в коем случае, не думайте, что это закон был принят для того, чтобы иностранцам было тяжелее устроиться на работу. Многие шведские педагоги, которые много лет работали в школе, но по каким-то причинам не довели свое обучение до диплома, тоже попали под этот закон.

Чем ограничивает этот закон учителей? Дело в том, что если у вас нет учительского удостоверения, то вас не могут принять на работу на постоянной основе. Те счастливчики, кто был принят на работу на постоянной основе до принятия этого закона, могут продолжать работать так, как они работали. Мне с этим повезло.

Но не все так просто. Почему я продолжила учиться? Если бы нашли на мое место какого-то легитимного специалиста, то мне бы предложили какую-то другую должность. А я не хочу терять свою должность и свое место работы.

Те учителя, которые должны выставлять отметки ученикам, а это происходит два раза в год, в конце каждого семестра не могут самостоятельно это делать. С ними должен сидеть коллега и они должны вместе обсуждать, показывать все записи. И сегодня, если честно, директора школ, они не то что с опаской, но они берут на себя большую ответственность, когда берут на работу учителей без учительского удостоверения. Потому что директор должен поручиться за вас перед родителями и учениками, что вы сможете дать хорошие знания. Конечно, директора до сих пор берут людей без удостоверений, потому что учителей банально не хватает. Работа в любом случае будет, но вы будете чувствовать себя на птичьих правах. Так как если на ваше место найдут учителя с удостоверением, вас попросят покинуть школу.

Как получить учительское удостоверение

Учительское удостоверение мы можем получить в университете. Так что все дороги ведут туда. Шведское государство позаботилось о нас. Тех, у кого есть педагогическое образование другой страны. Дело в том, что с 2007 года, на базе 6 университетов, был создан специальный курс, который называется ULV-projekt. То есть это дальнейшее обучение учителей с иностранным дипломом. Вот на этот курс, в свое время попала я. И на этот курс я вам советую идти. На этом курсе смотрят еще раз на ваш диплом и ваше образование. И вам не придется учиться все 4 года. Срок будет составлять от 2 до 5 семестров, то есть от 1 до 2,5 лет.

Поступление в шведский университет

Когда вы поступаете, вам не нужно сдавать никаких вступительных экзаменов. Вам просто нужно выслать свои бумаги. Если вы, предложим, как я, были учителем английского языка, никто не будет тестировать у вас знания английского. Если вы учитель математики, вам не придется решать задачки. Вы просто высылаете свои бумаги.

Учиться можно заочно, что я, в принципе, все эти семестры и делала. Когда, вы поступили, вам придет письмо с подтверждением, что да, у вас есть место в этом университете и вам нужно ответить, что вы забираете это место. Иначе, если вы не ответите, то это место отдадут кому-то другому. Для тех из вас, у кого есть вид на жительство, не обязательно постоянный, или для тех из вас, кто является гражданином европейского союза, образование для вас будет бесплатным. У тех из вас, у кого этого нет, придется платить деньги.

ULV-курс, процесс обучения

Этот ULV-курс начинается с вводного семестра «Быть учителем в Швеции». Это был базовый вводный курс, на котором нам рассказывали о нормативных документах шведской школы, базовых понятиях системы образования в Швеции, поднимали этические вопросы. Также мы разбирали какие-то более или менее частые случаи в шведской школе и дискутировали. Так же нас отправляли на первую практику — это было простое наблюдение в шведской школе. Многие не работали и не были в шведской школе, поэтому слушателей знакомят с реальным процессом обучения. Некоторые люди понимают, что быть учителем — это не для них, и они покидают обучение.

Во время нашего первого семестра нам каждому выделили куратора. Этот куратор помогает составлять обучающий план, помогает выбирать предметы, которые вы хотите изучать. Потому что в Швеции есть такой нюанс. Я как учитель английского языка, у себя на Родине была для всех детей. Здесь нужно выбирать возраст. Так вот, если вы выберете взрослых людей или детей старшего возраста, то кроме этого предмета, вам нужно будет выбрать еще один. Каждый учитель, грубо говоря, специализируется на двух предметах. То есть кроме вашего английского языка, придется выбрать еще один. Я выбрала себе шведский как иностранный язык.

Вообщем, все двери открыты. Предметы можно менять. Если вы преподавали английский, а потом поняли, что хотите быть учителем начальных классов, вы можете поменять предмет. После первого вводного семестра, вы начинаете учить выбранные вами предметы.

Обучение будет происходить с обычными шведскими студентами. И тут важно понимать, что у вас должен быть хороший уровень шведского языка, чтобы осилить всю эту программу. Вам придется много читать, писать и работать на семинарах. Образование да, дистанционное, чаще всего заочное. По-крайней мере, у меня так прошли все курсы, и я могла работать. Поэтому приходилось много читать и очень много писать.

Что касается моего образования, то английский с университета, у меня практически весь засчитали. Мне нужно было доучиться 7,5 очков. Это был небольшой курс по сравнению шведского и английского языков. Все остальные семестры у меня были связаны со шведским языком. Когда я решила все это изменить, сначала я решила работать с большими людьми, а потом решила, что хочу работать с самыми маленькими, я уже доучивала в последнем семестре шведский для маленьких детей и математику. Никогда не подумаю, что мне когда-то будет нужна математика.

Со всем этим можно справиться, все не так страшно. И сейчас, когда я уже закончила все мои курсы, я получила отчет, что все мои экзаменационные работы засчитаны, я собираю бумаги для того, чтобы выслать их в Skolverket. Эта та организация, которая занимается школьными вопросами, которая заботится об учителях, там где находятся все планирования, все нормативные документы, туда высылаются все бумаги. Я надеюсь, что скоро я получу учительское удостоверение и буду уже самым настоящим полноправным учителем в Швеции. Мне уже не нужно будет бояться, что кто-то может придти на мое место или что меня могут отправить в какой-то другой класс.

Конечно, путь нелегкий, но все возможно, главное, не сдавайтесь.

Уважение к личности – со школы

Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.

Уважение к личности – со школы

Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.

Образование с ясель

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые.

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Школьное образование – год за годом

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Читайте также:  Феминизм в Швеции, отношения на работе, в браке, воспитание детей

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2018 году примерно 77,6% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.

Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет.

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

Как педагогическое образование помогло мне сделать карьеру в шведской IT-компании

Как педагогическое образование помогло мне сделать карьеру в шведской IT-компании

Я окончила педагогический университет в провинциальном городке недалеко от Москвы, получила диплом по специальности учитель русского языка, литературы и английского. В Швецию я когда-то переехала не по причине «замуж», а по «утечке мозгов», что не так распространено среди женщин. Всё больше люди представляют себе эмигрировавших крутых программистов или, на худой конец, учёных.

Я пять лет работала в IT-подразделении одной очень крупной шведской компании. В этой компании я работаю и сейчас, только в другой области. Моя должность называлась Solution leader, самое ближайшее в русском будет системный администратор, человек, отвечающий за работу IT-системы. Во время работы в России все знакомые сисадмины были этакими карикатурными айтишниками: чуть не от мира сего по причине гениальности, как герой «Теории большого взрыва», суровые, всё время что-то программирующие, умеющие собрать и разобрать компьютер с закрытыми глазами на скорость. Я же ничего не смыслю в программировании, умею отличить мышку от монитора, печатаю десятью пальцами, но не в двоичном коде. Тем не менее я более чем успешно справлялась со своей работой. И педагогическое образование мне в этом сильно пригодилось.

Программа, с которой я работала, была внедрена на многих производствах компании в разных странах: России, Индии, Китае, Таиланде, Японии, Франции. В связи с одной из своих обязанностей я должна была время от времени приезжать на каждое из мест пользования программы, что значило график работы «три через один».

Я была в командировке две недели, потом выходные дома, потом командировка на неделю, и, наконец, неделя работы в Швеции. То есть в командировках я проводила 75% времени

Буквально через пару месяцев я налетала достаточно, чтобы получить золотую карту, а с ней доступы в залы ожидания повышенной комфортности и много других бенефитов типа перелёта в бизнес-классе время от времени. Компания оплачивала проживание в дорогих отелях, расходы на такси, командировочные, визы. Иногда я оставалась на выходные в стране командировки, иногда летала или ездила куда-то оттуда без заезда домой. Такая работа позволила объездить весь мир, найти столько друзей из разных стран, попробовать столько вкусного, узнать столько интересного! Звучит как сказка.

Люди платят немалые деньги, чтобы слетать в Таиланд, а тут платили мне за то же. Только мало кто задумывается, что такое смена часовых поясов после недели пребывания, когда организм только начинает приспосабливаться ко времени. Без подробностей могу сказать, что для женщин такие скачки во времени и пространстве не рекомендованы. Понятия не имею, как с этим у стюардесс.

В голодной молодости аэропорты, самолёты и всё с ними связанное мне казалось несбыточной мечтой, грёзой. Я до сих пор люблю летать, только когда в самолётах и аэропортах буквально живёшь, всё выглядит не так радужно.

Вот история из жизни, чтобы проиллюстрировать, каково это. Однажды между рабочими поездками я собралась на длинные выходные в Париж, где тогда проходили практику подруги из моего городка. Личные вещи в рюкзак, паспорт и деньги всегда с собой. Я приехала на автопилоте в аэропорт и поняла, что забыла распечатать билет, а ни время вылета, ни авиакомпанию не помню, как назло с утра были сразу четыре самолета на Париж. Чем больше я думала, тем больше сомневалась, туда ли я вообще лечу и нужно ли мне вообще куда-нибудь ехать сегодня.

Я подходила по очереди к киоскам авиакомпаний с вопросом «Мне кажется, я сегодня лечу в Париж. Не могли бы вы проверить, есть ли для меня билет, и распечатать его?»

На первой стойке мне ответили, что да, лечу, но не в Париж, а в Гонконг, через четыре дня. На второй стойке сказали, что билет есть, до Праги, через две недели. На третьей стойке мне распечатали билет в Париж. Это, кстати, стало моим навязчивым сном: я стою в аэропорту и не знаю, куда мне нужно лететь, только во сне стойки авиакомпаний всегда закрыты.

Вспомните, сколько раз за последние месяц-два у вас была головная боль, расстройство желудка, температура, насморк или даже простое похмелье. Всё это с вероятностью 75% меня заставало по пути из страны в страну. Ещё одним из несказочных моментов была покупка еды. С тех пор осталась привычка смотреть на срок годности продуктов, так как всегда надо было держать в уме, что останется в холодильнике к моменту очередной двухнедельной командировки, что испортится, что можно заморозить, а что придётся выкидывать. Иногда я ходила за продуктами в другой стране, чтобы захватить с собой в чемодане и иметь еду на завтрак после прилёта. Также очень обидно было пропускать значимые даты типа дней рождения друзей. Свой день рождения четыре года подряд я отмечала в дороге.

Итак, что же, помимо богатырского здоровья, помогло мне очень хорошо выполнять такую суперработу? Диплом педагога!

Одной из обязанностей было обучение новых пользователей. Если учесть, что учебников от Министерства образования мне никто не давал, то и обучающий материал, и тесты, и учебный план были моей ответственностью. Я про себя посмеивалась над коллегами, которые больше всего не любили именно эту часть работы. Они, сидящие за комфортным рабочим местом с чашкой ароматного свежемолотого кофе, не представляют, как пишутся планы занятий на перемене в шумной учительской, на столе-ровеснике революции или иногда на коленках.

Я могу написать много об обучении людей разных возрастов и национальностей, некоторые истории были бы очень эмоциональными, некоторые — смешными и забавными.

Только тот, кто прочувствовал на себе, поймёт, каково это — учить людей настолько разных менталитетов, возрастов, должностей

Хотя большинству пользователей программы было больше 25 лет, я часто представляла их детьми-школьниками, и только эта мысль помогала мне не злиться на великовозрастных нарушителей дисциплины.

На лекциях по педагогике нам рассказывали про разные стили преподавания. Оказывается, эти стили очень даже применимы для работы с людьми разных национальностей. У меня был опыт использования авторитарного стиля этакой Марьи Ивановны, которая чуть ли не по пальцам линейкой. Оказалось, что с некоторой национальной аудиторией только так и нужно, только это и работает.

О этот тайский английский! Или японский акцент! Индийский английский — с призвуками, странным интонированием и скоростью двести слов в минуту! Я при желании могу устроить целое шоу с пародией на всевозможные акценты. Если же серьёзно, многим приходилось гораздо тяжелей. Нам нельзя критиковать и поправлять речь, но иногда понять такой английский было просто невозможно, поэтому коллеги просили повторить вопрос письменно. Я же благодарна судьбе за то, что в университете у нас был предмет языкознание, а ещё фонетика и… старославянский. Если держать в уме знания о процессах, происходивших в языках, то слушать варианты английского становится интересно и очень понятно! Например, разговаривая с японцем, нужно помнить, что «л» будет заменяться на «р», поэтому «Алина» станет «Ариной».

С таким количеством пользователей мне ежедневно приходило около 300 писем, в занятые дни все 400. Их нужно было очень быстро и внимательно прочитать, понять, что из этого очень срочно (то есть грозит остановкой производства), отправить техническое задание IT-поддержке, сидящей в Индии, оповестить автора письма о статусе запроса.

Читать опусы пользователей из разных стран, с разным уровнем английского, иногда со смутным пониманием, о чём вообще будет запрос, — задача не из лёгких

Любой сотрудник техподдержки подтвердит. Может быть, благодаря тому, что во время обучения мне пришлось прочесть такую уйму книг, быстро и внимательно читать у меня получалось элементарно. Опять же, пробираться через дебри и странные языковые конструкции проще простого, если сравнить их с «Войной и миром» или «Преступлением и наказанием». Тесты на понимание письменного текста, которые мы делали в университете, стали моей ежедневной практикой, жалко только, что преподаватели в своё время не рассказали, как именно в жизни эти тесты могут пригодиться.

Читайте также:  Приметы и суеверия в Швеции, про удачу и неудачу, девушек и котов

Может показаться, что диплом российского педагогического вуза — это готовый билет в мир IT-поддержки. Частично это так. Я могла бы написать ещё больше хорошего о том, что именно помогло и до сих пор помогает мне в работе. Но есть также некоторые национальные черты, навыки, умения, социальные установки, которые я привезла с собой и которые мне пришлось выжигать калёным железом, чтобы успешно выполнять свою работу и чтобы просто стать частью шведского общества. О том, чего я стыжусь, но о чём я хочу честно рассказать (может быть, кто-то узнает в этом себя,) будет следущая запись.

Особенности образования детей в Швеции

23 октября 2018 года Посольство Швеции организует презентацию образовательных возможностей своей страны в городе Киев. Участники мероприятия смогут узнать больше о шведских университетах, программах и стипендиях, а также пообщаются с их выпускниками.

Сегодня Швецию справедливо считают одним из мировых лидеров в области инновационных открытий, а количество нобелевских лауреатов, родившихся в этой скандинавской стране, достигло 30 человек.

Какие же особенности обучения в школах Швеции? Как жители этой страны воспитывают малышей в детсадах? Что нужно знать украинцам, чтобы поступить в шведский университет? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.

Как работают детсады в Швеции?

В Швеции существуют государственные и частные детские сады (но и те, и другие являются платными). Хотя существуют различные социальные программы, системы скидок (для второго, третьего ребенка). А когда ребенку исполняется 3 года, ему ежегодно предоставляются 525 бесплатных часов для пребывания в детском саду.

Обычно дошкольное образование начинается с 3 лет (по желанию родителей можно и с одного года). Количество детей в группах колеблется от 15 до 20 человек, но достаточно распространены малочисленные группы (менее 10 детей). Воспитательный процесс обеспечивают 3 воспитателя.

В шведских садах не учат читать и считать, не практикуют задачи для ускоренного интеллектуального развития. Если ребенок заинтересуется цифрами или буквами, воспитатель ему объяснит, однако специальное обучение чтению или счету в садах не практикуется.

Зато много времени дети проводят на улице (при благоприятных погодных условиях даже спят).

Дети с особыми потребностями посещают группы вместе с другими детьми. Но, если ребенку сложно себя обслуживать или нужен присмотр, в группу добавляют помощника воспитателя.

Кроватей в группах нет (только матрасы и одеяла), ведь спать в шведских садах необязательно. Во время тихого часа детям читают сказки (некоторые могут и задремать), они рисуют, создают поделки вместе с воспитателем.

«Шведское воспитание строится на принципе» «У ребенка должно быть детство». Здесь делают все, чтобы дети росли здоровыми, учились дружить, уважать и заботиться друг о друге.» — делится впечатлениями о шведском сад мама двух детей Екатерина Каед.

В 6 лет родители могут отдать ребенка в подготовительный класс, где в течение одного года дети будут готовиться к школе. Стоит заметить, что обучение в подготовительном классе не является обязательным, его посещают по желанию.

А вот в 7-летнем возрасте дети обязательно должны идти в школу.

Какие особенности обучения в шведских школах?

1. Среднее образование в Швеции является полностью бесплатным (родители не платят никаких взносов на помощь учебному заведению или на ремонт класса).

2. Школу для обучения ребенка можно выбирать, но образовательное учреждение принимает первоклассников только при наличии свободных мест.

3. К старшей школы с детьми работают только два учителя: один учит учащихся в начальных классах (с первого по третий), другой — в средней школе (4-6 класс).

4. Обучение младших школьников направлено на социальное развитие ребенка:

  • общения и игры со сверстниками;
  • установление дружеских контактов.

Детям дают только 1 домашнее задание на неделю по одному предмету. К тому же, малышам не приходится носить тяжелые ранцы: учебники и тетради хранятся в школе.

5. Одна из задач шведской системы образования — ликвидировать конкуренцию между учениками. Поэтому в их школах не поощряются самые умные и не осуждаются те, кто отстает от какого-то предмета.

6. До 5 класса включительно учащиеся не получают оценок, а начиная с шестого — им выставляют оценки от А до F. Кроме того, в конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о своей работе, в котором пишут о способах выполнения задач и о том, чему они научились за это время.

7. С 7 по 9 класс (в старшей школе) ученики учатся в соответствии со специализацией. Дети могут выбирать дисциплину и альтернативные курсы, которые им понадобятся для получения профессии.

8. Обучение происходит на принципах равенства (к ребенку относятся как к полноценной личности) .Учителю отводится роль наставника, который направляет и дает свободу ученикам искать собственные методы, подходы, сотрудничать и высказываться.

Как происходит обучение в гимназии?

После окончания 9 класса большинство подростков продолжает обучение в гимназиях.

Для вступления в нее нужно закончить школу и успешно сдать три выпускных национальных экзамена:

  • шведский язык;
  • математику;
  • английский язык.

Школьникам, которые заканчивают 9 класс, предлагают около 20 направлений обучения. По поводу выбора будущей профессии выпускники могут посоветоваться со школьным консультантом по профессиональной ориентации.

Продолжительность обучения в гимназии зависит от направления и в среднем составляет 2-3 года.

Как обучают иностранцев в Швеции?

Дети из других стран могут учиться в государственных или частных учреждениях Швеции. Вступить в государственную гимназию (по программе обмена) можно с 14 до 17 лет. В младшем возрасте иностранцев не принимают на учебу.

К тому же, школьники из других стран могут учиться в Швеции только год (хотя стандартный срок обучения в гимназии для шведских школьников продолжается 3 года). Исключением является только дети, которые постоянно проживают в Швеции.

Для того, чтобы ребенка зачислили в гимназию, он обязательно должен владеть английским языком. Кроме того, шведы обращают внимание на успеваемость школьника в его родной стране и коммуникативные умения.

Обучение в образовательных учреждениях Швеции является платным (около 6 тыс. евро в год в государственных учреждениях, в частных стоимость выше).

В период обучения подростки обычно живут в шведских семьях, что позволяет быстрее овладеть языком.

Как построено высшее образование в этой скандинавской стране?

Всего в Швеции существует около 55 высших учебных заведений, среди них — 11 университетов. Старейшим университетом Швеции является Упсальский (основан в 1477 году), а самым престижным и наиболее популярным среди иностранных студентов — Лундский университет (создан в 1666 году).

Обучение в высших учебных заведениях состоит из следующих программ:

  • бакалавриат — 3 года;
  • магистратура — 1-2 года;
  • докторантура — 4 года.

Учиться шведы могут всю жизнь, ведь в стране придерживаются концепции «непрерывного образования». Согласно ей, государство должно создавать для своих граждан условия для максимального раскрытия их способностей в течение всей жизни.

Иностранным студентам для поступления в шведский университет, кроме аттестата о среднем образовании, нужно подать сертификат, подтверждающий владение языком на уровне не ниже, чем В2 (с английского это — IELTS, TOEFL или CAMBRIDGE UNIVERSITY).

Отправка заявлений на поступление в шведский вуз осуществляется через специальный портал universityadmissions.se. Здесь можно выбрать университет и программу обучения, а также более подробно ознакомиться с требованиями к иностранным студентам.

К сожалению, сегодня бесплатное высшее образование в Швеции доступно только для местных граждан и иностранцев из стран Европейского Союза. Украинцы могут учиться бесплатно только по некоторым программам обмена студентов (например, «Эразмус»). Обучение по такой программе даже предполагает получение стипендии (правда, для этого нужно приложить немало усилий).

Студент четвертого курса факультета международных отношений ЛНУ им. Франко Марко Демчук делится опытом обучения в Швеции: «Образование для шведов — святое. В него вкладывают много денег — как в государственный, так и частный сектор. К примеру, ИКЕА (транснациональная корпорация, основанная в Швеции — авт.) Ежегодно финансирует в шведский университет миллионы евро!»

Год назад Марко выиграл конкурс от Шведского института (государственной организации, занимающейся распространением за рубежом знаний о Швеции и налаживанием международного сотрудничества в области образования и научных исследований) и три недели изучал шведский культуру, литературу и диалекты в народной школе Hola Folkhögskola.

Марко отмечает: «В Швеции студенты не гонятся за оценками. Мы заранее договаривались, сколько разделов читаем вне аудитории, а на занятии обсуждали прочитанное. Это кардинально отличается от того, что я вижу в Украине, когда полтора часа слушаешь лекцию, а затем должен воспроизвести монотонный монолог преподавателя, ибо только так сможешь получить хорошую оценку и закончить университет».

В последние годы количество желающих получить высшее образование в Швеции, постоянно растет. Это и неудивительно: шведское образование считается одним из лучших в мире (особенно в области компьютерных технологий и музыки). Поэтому украинским педагогам стоит обратить внимание на опыт коллег из Швеции, а будущих студентов могут заинтересовать образовательные возможности этой скандинавской страны.

В Швеции неугодных школьникам учителей могут уволить

В Швеции к экзаменам готовятся сами учителя. Причем от мнения учеников и родителей может зависеть, сохранят педагоги работу или нет.

Учитель шведского языка Улоф отказывается повернуться лицом к камере. Никто не знает, как может повлиять это интервью на его будущее. Недавний случай заставил быть осторожнее: а ведь, казалось бы, всего-то поставил “неуд” двум ученикам на экзамене.

“Они написали жалобу, что стали жертвами дискриминации. Потом меня обвинили еще два их друга. Все это, разумеется, неправда, но директор не стал меня защищать. Теперь я не знаю, чем это может закончиться”, – говорит преподаватель шведского языка Улоф.

Ему могут отказать в выдаче сертификата на преподавание, а это равнозначно запрету на профессию. В этом году в Швеции начинается переаттестация всех педагогов. Учителям, как, например, и врачам, чтобы устроиться на работу, понадобится лицензия. Их деятельность будет контролировать школьная инспекция.

“Мы имеем полномочия аннулировать сертификат. А родители и ученики смогут теперь жаловаться нам на профессиональные качества конкретных учителей. Нравится кому-то учитель или не нравиться – такое принимать не будем. Аннулировать сертификат можно только по какому-то серьезному поводу”, – заявила сотрудник школьной инспекции Мари-Хелен Анборг.

Серьезный повод – это насилие над школьником, ведение урока в нетрезвом виде и размытое понятие – дискриминация, на которую можно сослаться, оспаривая очередную “двойку”. Учителю придется отвечать на заседании дисциплинарного комитета, состоящего из юристов и педагогов.

“Проблема в том, что в данном случае не действует презумпция невиновности. То есть ученик может бездоказательно обвинить учителя, и именно учитель должен будет доказывать, что права ученика не нарушались”, – рассказывает юрист Объединения шведских учителей Ове Ранг.

Главная миссия школ в Швеции – вовсе не обучение, а воспитание граждан свободного общества. Многие предметы дети выбирают сами, как и оценки, на которые будут учиться, чтобы преподаватель не был слишком требователен. Их, впрочем, ставят только с 7-го класса. Так, по мнению многих в Швеции, должна выглядеть школа будущего. Таких здесь уже немало. Нет требований к внешнему виду, звонков на урок. Ученик не обязан сидеть в классе, может выйти, когда захочет. Учитель чаще не у доски, а за одной партой со школьником – свой предмет каждому объясняет персонально. Многим педагогам такой подход кажется неправильным.

Читайте также:  Образ жизни в Швеции, повседневные привычки и особенности

“Сегодня я сказал одному ученику, который пил газировку на уроке: “У нас это запрещено”. А он посмотрел на меня и продолжил пить. Такому нелегко сказать, что он должен делать домашнее задание по математике. Все превращается в какой-то шоу-бизнес. Учитель должен быть прикольным”, – рассказывает учитель математики Клас Линдбэк.

Чтобы как-то контролировать ситуацию в классе, не задевая достоинство учащихся, порой педагоги прибегают к самым разнообразным выдумкам. Так, например, некоторые школы ввели у себя систему штрафов, подобную той, что в футболе. Учитель в роли судьи. За мелкие нарушения показывает ученику желтую карточку. За куда более серьезные проступки – красную. И тогда провинившийся вынужден на время покинуть класс. Малыши от новой системы в восторге. А вот у старшеклассников она не прижилась. Слишком многие после удаления шли в кабинет к директору доказывать, что судья был неправ.

Все больше учителей закрывают глаза на дисциплину, как и на успеваемость в классе. Школьники знают свои права лучше любого предмета.

“Учитель не должен выгонять нас из класса – иначе мы не получим знания. А мы имеем на это право”, – говорит ученик 8-го класса Эрик Ланквист.

“Иногда мы просим учителей не давать нам тесты, потому что на неделе уже сдали несколько. Некоторые злятся и задают нам домашнее задание. Это неправильно”, – считает ученица 8-го класса Анна Свенс.

“У нас обычно 3 домашних задания в неделю. Когда больше – это для нас уже много”, – рассказывает ученица 8-го класса Эльвира Стен.

Новые правила, которые позволят ученикам фактически увольнять учителей, педагоги называют последним ударом по авторитету профессии. Но в Министерстве образования настаивают: именно так должно строиться демократическое общество, правда, при этом признают печальную тенденцию.

“Результаты тестов говорят, что уровень знаний в школах падает уже последние 20 лет. В некоторых классах полный хаос на уроках. 50 лет назад достаточно было сказать “тихо”, и класс затихал. Но школа – это не только учеба. Это и модель отношений между людьми – это должно быть основано на уважении, а не на страхе”, – считает заместитель министра образования Швеции Бертил Остберг.

Скептики уверены: после введения новых правил ученики точно уже не будут никого бояться, а вот, чтобы вернуть уважение к учителям, возможно, потребуется какая-то другая реформа.

Образование и учеба в Швеции для русских

Виды Программ

Королевство Швеция – страна с высоким уровнем жизни, ежегодно привлекающая молодых людей из других государств. Дипломы университетов ценятся многими работодателями во всём мире, поэтому образование в Швеции, полученное молодым специалистом, помогают быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Программы обучения

ЛоготипКраткая информацияГородЦена (мин)

Home Language International для детей и взрослых в Швеции (шведский язык)

Дошкольное образование в Швеции

Посещение детского сада (по-шведски dagis) считается необходимым этапом успешного воспитательного процесса. Учреждения для дошкольников можно найти даже в небольших населённых пунктах. Согласно статистике, дошкольное образование получают не менее 80% детей.

Система дошкольного образования в Швеции не предполагает подготовку к следующему этапу обучения. Воспитание направлено на получение ребёнком первых навыков общения со сверстниками различных рас и национальностей. Большую часть времени малыши проводят на прогулке, что благоприятно сказывается на их здоровье. Посещение детского сада стоит недорого: родители тратят не более 3% своих доходов. Дети из малоимущих семей имеют право посещать дошкольное учреждение бесплатно.

Система среднего образования

Посещение основной школы (grundskola) обязательно с 1 по 9 класс. В учебное учреждение принимают после собеседования. Если у ребёнка выявлены отклонения в развитии, его могут отправить в särskola (для детей с психическими отклонениями) или в specialskola (для детей с физическими отклонениями). Первые несколько лет пребывания в grundskola направлены на социализацию. Получение знаний не является ведущей деятельностью. До 5 класса оценок не ставят и не оставляют на второй год. Для школы характерны следующие особенности:

  1. Среднее образование является бесплатным для всех подданных королевства и официальных иммигрантов. Родители не обязаны делать каких-либо взносов. Бесплатно предоставляются не только учебники, но и обеды, канцелярские принадлежности и даже проездной билет, если ученик проживает далеко от места учёбы.
  2. Физкультура считается одной из важнейших дисциплин.
  3. В некоторых школах учащиеся могут бесплатно научиться играть на одном музыкальном инструменте.
  4. Школьный учитель играет важную роль в жизни ребёнка. Он поддерживает связь с родителями, информируя их об успеваемости сына или дочери. К преподавателю допустимо относиться как к равному и называть его по имени.

Ученик, решивший продолжить обучение после 9 класса, переходит в гимназию. Подростку предстоит выбрать программу: академическую, техническую или профессиональную. Для перехода на новый этап нужно успешно сдать 3 вступительных экзамена: математику, шведский и английский языки. Обучение длится 2-3 года.

Получить среднее образование можно в высшей народной школе (folkhögskola). Здесь обучаются люди, не окончившие grundskola или выпускники гимназий. В народных школах по специальным программам обучаются иммигранты.

Высшее образование в Швеции

Система высшего образования в Швеции представлена университетами и университетскими колледжами. В университете больше академических дисциплин. Здесь можно получить докторскую степень. Колледжи предлагают только те знания, которые пригодятся на практике. Такое учебное учреждение нередко готовит специалистов для конкретного предприятия. Специфика шведских вузов:

  1. Чтобы стать студентом без вступительных экзаменов, необходимо успешно окончить гимназию.
  2. Учебная программа состоит из лекций и семинаров. Студент имеет право выбирать занятия для посещения.
  3. Чтобы переходить с одного курса на другой, нужно своевременно сдавать установленное количество зачётов и экзаменационных работ.
  4. Обучение в Швеции в высшем учебном заведении бесплатно для подданных королевства, граждан ЕС и некоторые стран, не входящих в Европейский Союз. С 2011 года иностранные граждане, не относящиеся к льготной категории, обязаны платить за учёбу от 7500 € до 21000 €.
  5. Резидент страны может рассчитывать не только на бесплатное обучение, но и на финансовую помощь от государства, помогающую покрывать расходы неработающего студента.

Самые известные шведские университеты

К наиболее популярным среди самих шведов и иностранцев университетам относятся:

  1. Стокгольмский Университет (Stockholm University). Предлагает широкий выбор программ, сотрудничает со многими вузами мира.
  2. Шведский университет аграрных культур (Swedish University of Agricultural Sciences). Вуз считается одним из лучших в сфере сельского хозяйства. Популярное направление – создание экологически чистой среды обитания.
  3. Университет технологий Лулио (Luleå University of Technology). Предлагает получить образование не только по техническим, но и по гуманитарным направлениям.
  4. Университет Умио (Umeå universitet). Предлагает более 1000 различных программ, некоторые из которых представлены на английском языке.
  5. Университет Лунда (Lund University). Вуз является крупнейшим исследовательским центром.
  6. Университет Карлстада (Karlstads universitet). Вуз предлагает несколько десятков образовательных программ.
  7. Университет Упсалы (Uppsala universitet). Даёт образование по большому количеству направлений и является старейшим вузом королевства.

Бакалавриат, магистратура, докторантура

Учёба в Швеции в вузе даёт возможность получить степень по европейскому стандарту:

  • Бакалавриат. Является основной программой высшего образования, доступной сразу же после окончания старших классов школы. Обучение длится 3 года, в течение которых бакалавр должен получить 180 академических кредитов (зачётов);
  • Магистратура. Предполагает более углублённое изучение предметов. Обучение длится 1-2 года и заканчивается написанием магистрской работы. За время учёбы необходимо получить 60-120 кредитов;
  • Докторантура. Содержание и длительность учебного курса зависит от высшего учебного заведения. Получение степени требует проведение научной работы и написание диссертации.
  • Подбор учебных заведений с учетом ваших требований
  • Оформление документов и виз
  • Официальные цены на обучение без агентской комиссии
  • Полное сопровождение на всех этапах обучения
  • Наблюдение за вашим ребенком 24 часа (при необходимости)

Обучение в Швеции для русских

Шведские школы принимают иностранных граждан. Учащемуся необходимо владеть английским. Однако получение навыков общения на шведском языке является обязательным. Для иностранцев предусмотрены специальные подготовительные классы, в которых они изучают язык королевства.

Среднее образование в Швеции для русских доступно в гимназии подросткам от 14 до 17 лет. Программа гимназии рассчитана на 3 года. Однако россияне могут учиться только год. В течение всего этого периода школьники проживают в семьях. Дети имеют право обучаться как в частных, таки в государственных учреждениях. В некоторых крупных городах организованы русские школы, где обучаются дети россиян, временно проживающих в королевстве.

Подданные Швеции оканчивают школу на 2 года позднее своих российских ровесников. Именно поэтому, поступая в вуз в 17 лет, россиянин может столкнуться с трудностями и получить отказ. В таком случае выпускнику рекомендуется поступить в университет в России и проучиться 1-2 года.

Знание шведского необязательно. В королевстве достаточно учебных заведений, предлагающих программы на английском. Владение этим языком на хорошем уровне должно быть подтверждено сертификатом международного образца. Кроме этого, абитуриент должен представить справку из банка о том, что он располагает суммой, необходимой для оплаты всех возможных расходов. Работать в Швеции студентам разрешено только в период летних каникул. Также учащийся вуза должен будет подписать обязательство покинуть государство после окончания обучения.

Выбрав учебное заведение, необходимо подать заявку через сайт этого учреждения. Абитуриент должен быть готов пройти собеседование на английском или шведском. По итогам собеседования принимается решение об отказе или зачислении. Если учёба в Швеции для россиян не превышает трёх месяцев, учащемуся необходимо оформить стандартную визу. Для проживания в стране в течение более длительного времени нужно получить разрешение, для оформления которого необходимы:

  • Медицинская страховка;
  • 2 цветные фотографии на документы;
  • Анкета на английском или шведском;
  • Подтверждение платёжеспособности ученика;
  • Решение о зачислении;
  • Загранпаспорт с ксерокопиями всех его страниц.

Стоимость обучения в Швеции

Сколько стоит обучение в Швеции вопрос важный для любого студента. Учёба в государственной школе обойдётся для россиянина в 6000 €. В частных учреждениях цена будет выше. Средняя стоимость учёбы в вузе – от 10500 € до 38400 €. Студенту также придётся оплачивать:

  • Жильё. Университеты предоставляют общежития. Ежемесячная стоимость проживания – от 240 € до 470 €. Однако мест в общежитиях не всегда бывает достаточно для всех желающих. Учащийся может поселиться в специальных студенческих апартаментах и платить за них до 420 € в месяц. Съём однокомнатной квартиры стоит до 1000 € (в центре Стокгольма);
  • Питание. Обед в недорогом кафе обойдётся в 9 €. Ужин в ресторане может стоить в несколько раз дороже. Чтобы сэкономить, необходимо покупать продукты в супермаркете и готовить самостоятельно. Затраты на питание составят до 200 € в месяц;
  • Транспорт. В целях экономии необходимо купить проездной билет за 73 €;
  • Прочие расходы. На посещение достопримечательностей, кинотеатров и покупку предметов первой необходимости уходит до 100 € в месяц.

Высшее образование в Швеции для русских бесплатно

Претендующие на степень бакалавра абитуриенты из России не смогут получить образование бесплатно. Чтобы поступить на бюджетное отделение магистратуры, необходимо подать заявку в Шведский Институт (Swedish Institute), созданный в середине прошлого века для организации интернационального сотрудничества. Стипендии, назначаемые этим учреждением, покрывают все расходы на перелёт и пребывание в стране. Студентам, поступившим в докторантуру, платят зарплату в размере 1500 € за проведение научной работы.

Некоторые вузы самостоятельно поддерживают иностранных студентов, полностью или частично покрывая их расходы.

Ссылка на основную публикацию