Использование нефти в разных странах, доля разных нефтепродуктов

Нефтянка

Сейчас основная часть добываемой в мире нефти используется для производства различных видов топлива. Не один из других видов топлива не может приблизиться к нефтепродуктам по своим потребительским качествам. К примеру, использование природного газа на транспорте сдерживается сложностью его хранения. Для газа нужны тяжёлые баллоны из толстой стали, причём расходует автомобиль содержимое такого баллона намного быстрее, чем аналогичный объём бензина или солярки. При сгорании угля остаются твёрдые остатки (шлак и зола) которые требуется удалять из топки и утилизировать. Жидкое топливо, полученное из нефти, в настоящее время находится вне конкуренции по сочетанию удобства, безопасности и количеству энергии на единицу объёма. Основные виды нефтяного топлива:

Нефтянка

Мировое потребление нефти стабильно увеличивается каждый год. Глобальные финансовые кризисы, порой сотрясающие экономику, выглядят лишь небольшими зазубринами на графике потребления нефти. Развитие альтернативных источников энергии и различные «зелёные» технологии пока неспособны оказать сколь либо заметное влияние на использование нефти. Если 30 лет назад, когда для автомобиля считался нормальным расход 15 литров бензина на 100 км пути, человечеству хватало 60 млн баррелей нефти в сутки, то теперь нужно уже свыше 90 млн баррелей в сутки. По прогнозам, отметка 95 млн баррелей в сутки будет преодолена в 2016-2017 годах. На какие цели тратится такая уйма нефти — почти 100 млн бочек каждый день?

Страны мира, богатые запасами нефти

Венесуэла — самая богатая нефтью страна современного мира. Согласно обновленным данным статистики, за 2019 г. ее нефтяные запасы составляют более 297 млн баррелей, а это около 20 % всех мировых запасов нефти. На 2 месте с незначительным отрывом стоит Саудовская Аравия: ее запасы составляют 18 % общемировых.

В десятку стран, обладающих крупнейшими запасами нефти на сегодняшний день, входят 4 страны Персидского залива: Иран, Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, 2 представительницы Африки — Ливия и Нигерия, а также Канада и Россия. Россия в этом списке занимает 8 позицию.


В десятку стран, обладающих крупнейшими запасами нефти на сегодняшний день, входят 4 страны Персидского залива: Иран, Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, 2 представительницы Африки — Ливия и Нигерия, а также Канада и Россия. Россия в этом списке занимает 8 позицию.

3 Соединенные Штаты Америки

  • Запасы: 36 420 млн барр.
  • Добыча: 8 744 тыс бар/день

Нефть — ключевой источник энергии для США. В настоящее время она обеспечивает около 40 % общей потребности в энергии. В Министерстве энергетики Соединённых Штатов существует подразделение по управлению минеральными энергетическими ресурсами, в компетенцию которого входят важнейшие вопросы, касающиеся нефти — готовность реагировать на нарушения поставок и поддержание работы американских месторождений. На случай, если США столкнутся с проблемами в добыче или перебоями в поставках нефти существует так называемый стратегический нефтяной резерв, созданный после нефтяного кризиса 1973—1974 годов, который в настоящее время составляет примерно 727 млн баррелей нефти. Сейчас запасов стратегического нефтяного резерва хватает на 90 дней.

В добыче нефти лидируют Техас, Аляска (Северный склон), Калифорния (бассейн реки Сан-Хоакин), а также континентальный шельф Мексиканского залива. Однако, добыча нефти на остающихся в Соединённых Штатах месторождениях становится всё дороже, так как большая часть недорогой в производстве, доступной нефти уже добыта. По статистике, на каждый добытый баррель на американских месторождениях, 2 барреля остаются в земле. Эти данные свидетельствуют о том, что необходимо развитие технологий в бурении, производстве нефти, а также поиск и разработка новых месторождений. Использование нефтеносных сланцев и песков и производство синтетической нефти могут значительно увеличить запасы американской нефти.

  • Запасы: 80 000 млн барр.
  • Добыча: 10 254 тыс бар/день

По запасам нефти РФ занимает восьмое место. Запасы нефти оцениваются в 80 000 млн барр. Большая часть этих ресурсов сосредоточена в восточных и северных районах страны, а также на шельфах арктических и дальневосточных морей. В начале XXI века с 2152 открытых в России нефтяных месторождений в разработку вовлечено менее половины, а запасы эксплуатируемых месторождений выработаны в среднем на 45 %. Однако начальный потенциал ресурсов нефти России реализован примерно на треть, а в восточных районах и на российском шельфе — не более чем на 10 %, так что возможно открытие новых крупных запасов жидких углеводородов, в том числе в Западной Сибири.

Нефть — ключевой источник энергии для США. В настоящее время она обеспечивает около 40 % общей потребности в энергии. В Министерстве энергетики Соединённых Штатов существует подразделение по управлению минеральными энергетическими ресурсами, в компетенцию которого входят важнейшие вопросы, касающиеся нефти — готовность реагировать на нарушения поставок и поддержание работы американских месторождений. На случай, если США столкнутся с проблемами в добыче или перебоями в поставках нефти существует так называемый стратегический нефтяной резерв, созданный после нефтяного кризиса 1973—1974 годов, который в настоящее время составляет примерно 727 млн баррелей нефти. Сейчас запасов стратегического нефтяного резерва хватает на 90 дней.

4 Ирак


Ирак со своим уровнем добычи нефти 4,5 миллионов баррелей в сутки, расположился на 4-й строчке рейтинга.

Предположительно, Ирак владеет одними из самых больших запасов углеводородов в мире, ведь часть месторождений до сих пор не исследована. По оценкам некоторых специалистов, у страны имеется огромный потенциал. Согласно мнению экспертов, запасы нефти здесь равны примерно 215 миллиардам баррелей, с учетом не изведанных месторождений. Это является вторым по объему показателем после Саудовской Аравии. Наибольшая часть мест добычи углеводородов Ирака расположена вдоль восточного пояса страны, это, в основном, местности близ Меджнун и Западной Курны.

Две третьих ВВП в стране составляют доходы от продажи «черного золота». Нефть в Ираке является «национальным достоянием», что законодательно закреплено в конституции. Существует мнение, что американцы «вторглись» в Ирак именно из-за жидкого топлива, однако, многие политики с этим не согласны, в том числе, и сами штаты опровергают данную точку зрения.

Стоит отметить, что Ирак так же пострадал от санкций Евросоюза, но к 2019 году сумел «встать с колен» и нарастить добычу до 4,5 миллионов баррелей в сутки, в том числе и благодаря контрактам с иностранными инвесторами. Иракская нефть, в основном, продается в Индию и США.

Две третьих ВВП в стране составляют доходы от продажи «черного золота». Нефть в Ираке является «национальным достоянием», что законодательно закреплено в конституции. Существует мнение, что американцы «вторглись» в Ирак именно из-за жидкого топлива, однако, многие политики с этим не согласны, в том числе, и сами штаты опровергают данную точку зрения.

ОПЕК представила новые данные по добыче нефти в мире

Работа нефтяных станков – качалок

МОСКВА, 13 окт — ПРАЙМ. Мировая добыча нефти в сентябре упала на 7,83 миллиона баррелей в сутки в годовом выражении — до 90,71 миллиона баррелей в сутки, говорится в октябрьском докладе ОПЕК.

“Предварительные данные показывают, что мировая добыча нефти снизилась в сентябре на 0,06 миллиона баррелей в сутки в месячном выражении, до 90,71 миллиона баррелей в сутки. Это на 7,83 миллиона баррелей в сутки меньше, чем в сентябре прошлого года”, — указывает организация.

При этом доля нефти ОПЕК в общемировом объеме добычи в сентябре осталась на уровне прошлого месяца — 26,6%.

Коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР в августе снизились на 20,7 миллиона баррелей в месячном выражении и на 219,3 миллиона баррелей превышали средние за 5 лет, говорится в октябрьском докладе ОПЕК.

“Предварительные данные за август показали, что общие коммерческие запасы нефти в ОЭСР упали на 20,7 миллиона баррелей в месячном выражении. Они составили 3,204 миллиарда баррелей, что на 226,8 миллиона баррелей больше, чем в то же время год назад, и на 219,3 миллиона баррелей превышает средний показатель последних пяти лет”, — говорится в докладе.

При этом коммерческие запасы нефти за месяц снизились на 30,2 миллиона баррелей, до 1,55 миллиарда баррелей, нефтепродуктов – выросли на 9,4 миллиона баррелей, до 1,654 миллиарда баррелей.

Запасы нефти в странах ОЭСР были на уровне, который на 78,1 миллиона баррелей выше среднего показателя за пять лет, запасы нефтепродуктов — на 141,3 миллиона баррелей.

Согласно предварительным данным, в сентябре коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов в США в месячном выражении снизились на 9,1 миллиона баррелей, до 1,419 миллиарда баррелей, что на 116,4 миллиона баррелей выше среднего показателя за пять лет, отмечается в отчете.

Стоит отметить, что организация сохранила прогноз по падению мирового спроса на нефть в 2020 году на 9,5 миллиона баррелей в сутки, при этом незначительно ухудшила прогноз по 2021 году — теперь ожидает роста спроса на 6,5 миллиона баррелей в сутки против 6,6 миллиона в прошлом прогнозе, говорится в октябрьском докладе организации.

Прогноз по добыче нефти в странах вне организации в 2020 году повышен на фоне быстрого ее восстановления в США, теперь ждет падения на 2,4 миллиона баррелей в сутки вместо ожидавшихся в сентябре 2,7 миллиона баррелей в сутки.

При этом прогноз на 2021 год слегка понижен: теперь ОПЕК прогнозирует рост добычи вне картеля на 0,9 миллиона баррелей в сутки вместо ожидавшегося ранее 1 миллиона. Таким образом, добыча вне ОПЕК в 2020 году ожидается на уровне 62,8 миллиона баррелей в сутки, а в 2021 году — 63,68 миллиона.

“Прогноз по добыче жидких углеводородов в странах, не входящих в ОПЕК, на 2020 год был пересмотрен на 0,31 миллиона баррелей в сутки по сравнению с оценкой предыдущего месяца, в основном из-за США. Это связано с более быстрым, чем ожидалось, восстановлением добычи жидких углеводородов в США в июле — на 0,8 миллиона баррелей в сутки в месячном выражении, вслед за ростом на 1 миллион баррелей в сутки в июне”, — поясняет ОПЕК.

Организация прогнозирует, что в 2020 году добыча нефти снизится в основном в России, США, Канаде, Казахстане, Колумбии, Малайзии и Азербайджане. Рост же ожидается в Норвегии, Бразилии, Китае, Гайане и Австралии.

Понижение прогноза на 2021 год ОПЕК объясняет неопределенностью, вызванной ростом числа случаев заражения COVID-19 во всем мире, особенно в Европе. ОПЕК полагает, что основными драйверами роста в следующем году станут США, Канада, Бразилия и Норвегия. При этом большую часть этого увеличения будет представлять собой восстановление сокращенной в 2020 году добычи, а не новые проекты.

ДОБЫЧА НЕФТИ В США

ОПЕК повысила прогноз по добыче нефти в США в 2020 году на 0,2 миллиона баррелей в сутки, до 11,45 миллиона баррелей в сутки, говорится в ежемесячном докладе организации.

Таким образом, добыча в США снизится на 0,79 миллиона баррелей в сутки по сравнению с уровнем 2019 года, прогнозирует ОПЕК.

Прогноз по добыче в 2021 году незначительно повышен по сравнению с сентябрьским докладом — на 0,04 миллиона баррелей в сутки, до 11,52 миллиона.

Организация также улучшила и прогноз по добыче жидких углеводородов в США. Теперь ОПЕК ожидает сокращения показателя в 2020 году на 0,65 миллиона баррелей в сутки вместо 0,97 миллиона, до 17,77 миллиона баррелей в сутки. В 2021 году ожидается рост на 0,29 миллиона баррелей в сутки в годовом выражении, до 18,06 миллиона баррелей в сутки.

Понижение прогноза на 2021 год ОПЕК объясняет неопределенностью, вызванной ростом числа случаев заражения COVID-19 во всем мире, особенно в Европе. ОПЕК полагает, что основными драйверами роста в следующем году станут США, Канада, Бразилия и Норвегия. При этом большую часть этого увеличения будет представлять собой восстановление сокращенной в 2020 году добычи, а не новые проекты.

Коронавирус и баланс мирового рынка нефти

Удар по спросу. Ограничения на экономическую активность, введенные практически всеми странами в рамках борьбы с пандемией, привели к наиболее серьезному обвалу спроса на нефть в современной истории.

По текущим оценкам Международного энергетического агентства, спрос на нефть во II квартале 2020 года сократится на 23% г/г. В апреле мировой спрос на нефть снизился на 24% за счет сокращения авиаперелетов на 80% (г/г), дорожный трафик – примерно на 25% (г/г), объем морских перевозок – на 20% (г/г). Наиболее заметно снизится спрос в странах ЕС, США и в Индии. В целом по году снижение спроса может составить 8-9%, в зависимости от скорости выхода стран из карантина и изменения поведения потребителей. Восстановление будет носить постепенный характер – ожидается, что даже в декабре спрос будет ниже на 2,5-3% ниже уровней 2019 года.

На транспортный сектор приходится свыше двух третей глобального спроса на нефтепродукты, доля нефтехимии, второй по объемам потребления нефтепродуктов отрасли, составляет лишь 12%. Поэтому ограничения на мобильность и перемещения, закрытие ряда секторов экономики влияет непосредственным образом на спрос на основные нефтепродукты, а значит – и нефть.

Читайте также:  Нефть в Африке, действующие и перспективные районы добычи

Беспрецедентный обвал спроса привел к снижению мировых цен на нефть до рекордно низких уровней. В 20-х числах апреля цены на российскую нефть Urals опустились до $9-10 за баррель, нефтяной фьючерс на нефть WTI торговался по отрицательным ценам, впервые в истории. Однако уже в мае началось быстрый рост цен на нефть. Во второй половине мая цена Urals практически достигла $35 за баррель, цена WTI превысила $30. Существует две основные причины быстрого роста цен на нефть в последние недели. Во-первых, началось восстановление спроса в странах, которые стали постепенно снимать карантинные ограничения. В частности, в США спрос на нефтепродукты вырос в первые недели мая примерно на 20% по сравнению с апрельскими минимумами. Наиболее быстрыми темпами стал восстанавливаться спрос на бензин. По всей видимости, потребители, обеспокоенные собственной безопасностью, больше стали использовать личные автомобили и меньше пользоваться общественным транспортом. Хотя последствия пандемии могут привести к структурным изменениям с точки зрения спроса на нефть, эти эффекты носят далеко не однозначный характер и, скорее всего, динамика восстановления спроса на разные нефтепродукты будет неоднородной. В наименьшей степени пострадает спрос на бензин, в наибольшей – спрос на авиационный керосин. Однако очевидно, что в апреле наблюдался минимум мирового спроса на нефть, а в мае началось его постепенное восстановление.

Другим важным фактором для сокращения дисбаланса стало начало действия соглашения ОПЕК++ с 1 мая.

Рисунок 1. Динамика цен на нефть в 2020 году, 1 января – 18 мая

Рисунок 2. Изменение спроса на нефть в 2020 году

Источник: МЭА (IEA Oil Market report – May 2020)

Ограничения на добычу. Для сохранения рыночного баланса ключевые страны-производители в апреле 2020 г. договорились о сокращении добычи нефти в мае-июне 2020 г. на 7,3 млн. барр./сутки (далее – мбд) относительно уровня I квартала 2020 года. Россия взяла на себя обязательство сократить добычу на 1,9 мбд в течение мая-июня по сравнению с I кварталом. В середине мая российская нефтедобыча составила 8,75 мбд, то есть уровень выполнения обязательств превысил 85%. Кроме того, ряд производителей (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ) взяли на себя дополнительные добровольные обязательства, из которых 1 мбд приходятся на Саудовскую Аравию. Общее сокращение предложений на мировом рынке в мае можно оценить примерно в 13 млн. барр./сутки, из которых около 9 млн. барр./сутки приходится на страны соглашения ОПЕК+.

Даже странах, которые не имеют формальных обязательств, в первую очередь, в США и Канаде, добыча сокращается беспрецедентными темпами. С начала до середины марта добыча нефти в США, согласно еженедельным оценкам EIA, упала практически с 13,1 до 11,6 мбд из-за резкого сокращения буровой активности, а также добровольного свертывания добычи нефтяными компаниями. Текущие цены на нефть не покрывают операционные издержки, и компании вынуждены закрывать отдельные скважины. За последние 2,5 месяца количество активных буровых установок в США сократилось на 62%. Текущий уровень буровой активности в США является минимальным за всю историю наблюдений (с 40-х годов). Добыча нефти в Канаде сократилась за последние 2 месяца на 0,3 мбд. Ряд компаний столкнулись с заражением коронавирусом своих работников на производственных площадках и были вынуждены дополнительно сокращать добычу. Из крупных производителей это затронуло в первую очередь Ирак. Все это способствовало сокращению объема предложений на мировом рынке.

Баланс рынка. Если возникает большой дисбаланс спроса и предложения, как это происходит сейчас, то хранилища – это основной механизм, позволяющий сбалансировать рынок. При избытке предложения по сравнению со спросом, добытая нефть, которая не нашла покупателя, может быть закачана в хранилища. Это позволяет избежать неконтролируемого удара по добыче. Проблемы начинают усиливаться, если заканчиваются свободные мощности по хранению. Это означает, что падение спроса должно транслироваться в снижение добычи. Цена на нефть выступает тем самым инструментом, который вынуждает производителей сокращать добычу. Чем ниже текущая цена, тем сильнее давление на производителей. Если издержки вывода из эксплуатации велики или если производитель рассматривает текущую ситуацию как кратковременную и он имеет финансовые ресурсы, то он может оказаться не готов заплатить за то, чтобы избавиться от уже добытой нефти. Это приводит к тому, что цены на товар становятся отрицательными. Именно дефицит доступных свободных хранилищ в Кушинге (Оклахома) привел к отрицательным ценам на фьючерс WTI.

Рисунок 3. Сокращение добычи в рамках “ОПЕК++”, май-июнь 2020 (к уровню I кв. 2020)

Источник: OPEC, IEA, EIA

Однако текущая ситуация на мировом рынке нефти указывает на то, что сценарий “переполнения” хранилищ является маловероятным. Постепенное восстановление спроса по сравнению с апрельскими минимумами, а также резкое сокращение предложений в мае сократили темпы заполнения хранилищ. В ближайшие месяцы запасы нефти будут увеличиваться из-за того, что все еще сохраняется превышения предложения над спросом, однако этот процесс носит контролируемый характер. Об этом в частности, свидетельствует сокращение нефти в так называемых “плавающих запасах”, то есть в нефтяных танкерах. Подобный способ хранения является наиболее дорогостоящим, поэтому участники рынка используют его в отсутствие иных альтернатив. Ключевым риском для мирового нефтяного рынка в краткосрочной перспективе является не физическое переполнение хранилищ, а дефицит мощностей на отдельных локальных рынках и недоступность свободных хранилищ (в т.ч. из-за сложной логистики или нежелании собственников предоставлять такие мощности для использования третьими лицами).

Рисунок 4. Добыча нефти в США (еженедельные данные), 2016-2020

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Даже странах, которые не имеют формальных обязательств, в первую очередь, в США и Канаде, добыча сокращается беспрецедентными темпами. С начала до середины марта добыча нефти в США, согласно еженедельным оценкам EIA, упала практически с 13,1 до 11,6 мбд из-за резкого сокращения буровой активности, а также добровольного свертывания добычи нефтяными компаниями. Текущие цены на нефть не покрывают операционные издержки, и компании вынуждены закрывать отдельные скважины. За последние 2,5 месяца количество активных буровых установок в США сократилось на 62%. Текущий уровень буровой активности в США является минимальным за всю историю наблюдений (с 40-х годов). Добыча нефти в Канаде сократилась за последние 2 месяца на 0,3 мбд. Ряд компаний столкнулись с заражением коронавирусом своих работников на производственных площадках и были вынуждены дополнительно сокращать добычу. Из крупных производителей это затронуло в первую очередь Ирак. Все это способствовало сокращению объема предложений на мировом рынке.

Остров Бали: заметки огорчённого путешественника

Индонезия – это страна миллионеров. За один американский доллар дают около 9000 местных фантиков, именуемых рупиями, и после обмена хотя бы ста евро карман каждого свежеприбывшего путешественника начи.

Индонезия – это страна миллионеров. За один американский доллар дают около 9000 местных фантиков, именуемых рупиями, и после обмена хотя бы ста евро карман каждого свежеприбывшего путешественника начинает оттягивать чуть больше миллиона этих самых рупий.

Впрочем, это ненадолго. Миллионы на Бали тратятся быстро и даже как бы незаметно. Вот еще вчера был миллион, а сегодня – бац! – какие-то жалкие полторы-две сотки. Куда потрачено – вспоминается с трудом, т.к. ничего особого-то и не купил. Виной тому даже не цены (хотя низкими я бы их не назвал), а феноменальное желание и способность местного населения помочь приезжим легко потратить кровно заработанные. Аборигены на острове знают огромное количество способов сравнительно честного отжима бабла у туристов. Причем не просто знают, а активно ими пользуются.

Вот взять, например, налоги. В меню любой кафешки внизу мелким-мелким шрифтом вы найдете упоминание о сборе за “сервис” (5%) и о неком government tax (10%). Особо талантливые владельцы ресторанчиков берут аж 21%, как это было на озере Батур. Казалось бы, мелочь, но ощущение легкого надувательства все-таки присутствует. Почему бы сразу не включить все налоги в цену, как это делается в большинстве нормальных стран – непонятно.

Другой популярный способ – посредничество и комиссионные. Это для балийцев возможность заработать не делая практически ничего. Например, водитель, который будет возить вас по острову, будет получать комиссионные с каждой покупки в том месте, куда он вас привезет. Таких мест много: фабрики, галереи художников, магазины. Выгоду получают обе стороны – хозяева фабрик имеют стабильный уровень продаж всякой ерунды по завышенным ценам, а водитель – свою скромную комиссию за то, что привез вас “просто посмотреть” в очередное место.

Еще очень популярны валютно-обменные операции. Для того, чтобы открыть обменник в Индонезии, не нужно собирать кучу разрешений и вкладываться в оборудование. Достаточно найти стол, стул и калькулятор – и можно вешать вывеску. Работа происходит следующим образом. Например, вы меняете 50 долларов. Это примерно 450-460 тысяч фантиков. Меняла сначала дает 50-60 тысяч, затем достает пачку купюр по 20 тысяч и начинает считать: “Один, два, три… двадцать, ОК?” Вы берете деньги, пересчитываете – только 15 купюр. Меняла поднимает глаза кверху, вздыхает и добавляет пять купюр. Вы снова пересчитываете – 20 бумажек. Потом деньги снова пересчитывает балиец, затем это делаете вы – там опять 15 купюр. Все это время рядом стоит другой “работник” обменного пункта, который отвлекает вас вопросами: “откуда ты”, “как долго на Бали” и т.п. Как только до мошенников доходит, что вы не лох, они возвращают ваш полтинник и объявляют о том, что обменник закрыт, приходи завтра.

Короче говоря, будучи на Бали, расслабляться никак нельзя.

Вообще, местное население на острове Бали – это тема отдельного рассказа. За неделю пребывания на этом острове у меня сложилось впечатление, что всякий приезжий априори презирается за то, что у него много денег, а вот у простого балийца – мало. Если же турист еще и позволяет себе не торговаться, не пересчитывать сдачу, то это ну просто лох. То есть всякий иностранец – это что-то типа неразумного дурачка, у которого по недоразумению есть деньги и их нужно любым способом отжать. И вот что интересно: неприятный осадок остается даже от намерений обмануть. Меня, собственно, на острове никто и не кидал, но вот попыток было море, и впечатление от поездки подпортилось сильно.

На Бали очень популярно то, что в английском языке именуется street vending – то есть впаривание прохожим всего подряд на улице. Прогуливаясь по улочкам Куты и Легиана, вам через каждые пять-десять метров будут предлагать такси, “массас”, шоппинг, марихуану, magic mushrooms и т.д. и т.п. К проходящим мимо прохожим подбегают местные и начинают спрашивать, что же ему сегодня нужно. Не такси, так массаж, не массаж, так девочку – объект продажи значения не имеет, главное любым образом найти клиента и получить комиссию.

В первый день это меня даже немного веселило: ну подумаешь, ходят за тобой, талдычат что-то, ну ответил “no” – всего-то делов. Но под конец уже очень хотелось заехать очередному продавцу грибов по башке, и только перспектива провести последующее время в индонезийской тюрьме меня останавливала от этого поступка.

Те балийцы, кто уже не хочет или не может получать прибыль традиционными способами, просто сидят на тротуаре и протягивают руку к туристам.

Увы и ах, но нельзя не констатировать – сегодняшнее население Бали всецело занято извлечением прибыли здесь и сейчас, об отношении к туристам особо никто не думает. Очень показателен в этом отношении опыт дайвинга в местечке под названием Туламбен. Берег этого места представляет собой нагромождение больших валунов, на которые обрушиваются волны с метр, а то и больше. Ныряют тут на рэк US Liberty, который лежит очень близко к берегу. Теперь представьте: дайвер в полном снаряжении (а оно достаточно тяжелое, если кто не в курсе), держа еще в руках ласты, пытается войти в воду и не потерять равновесие после удара очередной волны. Задачка не из легких, и люди действительно постоянно падают, получая ссадины и ушибы, как это случилось с девушкой их нашей группы. Собственно, и я до сих пор не понимаю, как сам умудрился не поскользнуться на двух дайвах. Так вот, к чему всё это: ни одна балийская сволочь даже не подумала сделать тут насыпь или укрепление, или хотя бы протянуть веревку до ближайшего дерева, чтобы дайверы могли за нее держаться. Вместо этого они предпочитают ходить взад-вперед и впаривать приезжим всякие какашки. И это при том, что нырять на Туламбен ежедневно приезжает несколько десятков человек.

Ну впрочем, не будем больше о грустном. Негативные эмоции от общения с местным пиплом можно и нужно компенсировать положительными от посещения всяких культурно-развлекательных мест. Их на Бали довольно много. Прежде всего, это храмы (temples). Их много, но они достаточно похожи, так что можно заехать в три-четыре и тем самым получить представление о центрах местной религии. Храмы, бесспорно, очень красивые: каменная резьба, позолота, многоярусные крыши. Мне лично понравился храм в Uluwatu, что на юге острова. Он стоит на высоком скалистом берегу, прямо у обрыва, и занимает довольно большую территорию. Можно походить, пофотографировать панорамные виды Индийского океана и пообщаться с макаками, которых тут много. Макаки трусливые, но нагловатые, к туристам относятся как и балийцы, т.е. как к возможности поживиться. Перед входом вам повяжут саронг, предупредят о необходимости спрятать очки и украшения и, конечно, возьмут денежку: еще один балийский способ делать деньги из воздуха – брать плату за вход в любой провал.

Читайте также:  Незаконная иммиграция, плюсы и минусы

Другая группа достопримечательностей – озера Батур, Буян и Баратан. Все расположены в северной части острова, в гористой местности. Можно съездить к воде, а можно и осмотреть территорию сверху. Например, непосредственно на о. Батур делать особо нечего, зато вид сверху мне понравился: горы, большое открытое пространство и плоское синее пятно озера – очень умиротворяющая картинка. Можно расслабиться и отдохнуть… время как будто замирает.

Еще на Бали есть очень симпатичные рисовые поля, построенные в виде террас. Тоже отличное место для релаксации. С одной террасы на другую с легким журчанием переливается вода, крутятся от ветра трещотки – лепота!

Как я уже сказал, при поездках по острову водитель мягко, но настойчиво будет пытаться затащить вас на всякие фабрики: “Just look, just to see”. Ладно, поехали посмотрим. Я был в трех таких местах: в галерее художников, на серебряной и кофейной фабриках. Первое и второе совершенно не впечатлили, а вот на кофейную фабрику съездить стоит. Сначала водитель покажет, как растет кофе и какао, а затем передаст вас в заботливые руки работников данного заведения. Работники налили мне по чашке кофе, какао и “lemon grass tea” и повели смотреть, как обрабатывают кофе. В специальном сарайчике сидит дед и на дровах обжаривает зерна, рядом стоит ступа для молки кофе (типа, у нас на фабрике только ручной труд). Тут классно: очень вкусно пахнет свежеобжаренным кофе, можно взять у дедули палку-мешалку и самому поучаствовать в процессе обжарки. Апофеоз экскурсии, конечно же, шоппинг. Рядом стоит магазин с кофе, какао и прочими сувенирами. Цены на кофе, например, были ровно в десять раз выше чем в супермаркете Куты, где я покупал точно такие же упаковки днем раньше. Дабы закончить характеристику данного места, скажу, что тут есть аж русскоговорящие продавцы! Пообщавшись с таким и выяснив, что русский он выучил от общения с приезжающими сюда туристами (!), выхожу оттуда без покупок. Водитель делает грустные глаза и смотрит на меня, как будто я его предал: “Может быть, я спрошу о скидке специально для тебя, Андрей?”. Нет уж, дружок, спасибо. Поехали домой.

Еще на Бали люди катаются на серфе. Это, пожалуй, самое популярное занятие: на пляже Куты-Легиана в глазах рябит от разноцветных серферских шорт и досок. Народ (в основном из Австралии) приезжает целенаправленно за волнами и не ездит на экскурсии и не загорает на песочке. С утра пипл движется из гостиниц с досками под мышками в сторону пляжа, вечером обратно. С берега серфинг выглят довольно забавно: серфер ложится пузом на доску и, загребая руками, забирается подальше от берега ждать волну. По сути, 99% процентов серферского времени уходит именно на ожидание, на то, чтобы вовремя распознать и поймать нужную волну. Как только это удается, покоритель волн пытается вскочить на свой борд и не потерять равновесие. Удается это примерно каждому пятому, и счастливчик имеет затем законные 4-5 секунд своего счастья, после чего все-таки падает в воду и продолжает там барахтаться в пене, пока не поймает другую волну. Такого, как показывают в экстрим-видео, где чуваки по полчаса едут на одной волне, нет: это монтаж и замедленное воспроизведение. Эх, упорные люди, эти серферы!

Я же на Бали занимался дайвингом. Из примерно восьми дайв-сайтов около острова внимание заслуживает только упомянутый выше Туламбен, а также места вокруг о. Лембоган. Туламбен – самое посещаемое место. Ехать от пляжа Куты до сюда долго, примерно четыре часа. Затонувший корабль лежит под углом; верхняя точка примерно на 5 метрах и дальше корабль опускается вниз почти до 30. Судно не новое и уже успело обрасти кораллами, хорошенько проржаветь и в некоторых местах разрушится. В целом, если не брать во внимание оргвопросы, то дайвинг там мне вполне понравился: твердая “четверка”. Корабль большой, весь окруженный флорой и фауной: вокруг плавает множество рыб, есть скаты. Рыбки дайверов не боятся, а совсем наоборот, т.к. тут не считается зазорным кормить их всякими булками, что мы и проделали на втором погружении. В общем, неплохо поныряли. Правда, оборудование у центра было ну очень старое и изношенное. Регулятор у меня на последнем дайве как-то уж болезненно присвистывал при каждом выдохе, а инфлятор слегка травил воздух… одним словом, Бали.

Что еще рассказать про отдых на этом острове… Я улетал отсюда со смешанными чувствами. Сами балийцы, если поговорить с ними, наивно считают Бали лучшим местом не только в Индонезии, но и едва ли не в мире. В интернете можно найти информацию о том, что этот остров, оказывается, занимает лидирующие позиции по числу повторных туристических визитов. Может быть, это и так. Не знаю. Но лично я туда тратить свои деньги больше не приеду и вряд ли кому-либо это посоветую.

Пока балийцы не поймут, что кроме природы и темплов для привлечения туристов необходимо еще адекватное отношение к приезжим, и что создавать нормальные условия для отдыха гораздо выгоднее продажи воздуха и впаривания всякой ерунды, до тех пор остров и будет продолжать терять потенциальных гостей. Я был на Бали в августе, когда по “расписанию” разгар высокого сезона. Но увы: туристов катастрофически мало, все гостиницы полупустые, у ресторанов и турфирм число клиентов минимально, а в магазинах покупателей меньше продавцов.

Окончательно добил меня аэропорт Денпасара. Оказывается, чтобы улететь с проклятого острова жуликов, нужно заплатить “сервисный” сбор в размере ста тысяч рупий. В чем же заключается этот сервис, что за него требуется еще отдельно приплачивать, выяснить так и не удалось, однако отказаться от того, чтобы в последний разок побыть дойной коровой нельзя, и пришлось отдать деньги. Ну что ж, надеюсь, балийцы потратят их с пользой для острова.

Ну впрочем, не будем больше о грустном. Негативные эмоции от общения с местным пиплом можно и нужно компенсировать положительными от посещения всяких культурно-развлекательных мест. Их на Бали довольно много. Прежде всего, это храмы (temples). Их много, но они достаточно похожи, так что можно заехать в три-четыре и тем самым получить представление о центрах местной религии. Храмы, бесспорно, очень красивые: каменная резьба, позолота, многоярусные крыши. Мне лично понравился храм в Uluwatu, что на юге острова. Он стоит на высоком скалистом берегу, прямо у обрыва, и занимает довольно большую территорию. Можно походить, пофотографировать панорамные виды Индийского океана и пообщаться с макаками, которых тут много. Макаки трусливые, но нагловатые, к туристам относятся как и балийцы, т.е. как к возможности поживиться. Перед входом вам повяжут саронг, предупредят о необходимости спрятать очки и украшения и, конечно, возьмут денежку: еще один балийский способ делать деньги из воздуха – брать плату за вход в любой провал.

Бали. Мои плюсы и минусы.

Про Бали столько всего написано и снято фильмов, что очень хотелось увидеть его в живую. Ещё пару лет назад я даже не думала, что туда попаду, а потом как-то всё случайно сложилось, и вот я на Бали на целый месяц.

Сразу скажу, что для отпуска на недели две — это прекраснейшее место (правда не мешало бы уметь ездить на байке). Но вот как раз за пару недель привыкаешь ко всей этой красоте вокруг и начинаешь обращать больше внимание на недостатки, на которые раньше закрывал глаза.

Поэтому хотелось бы поделиться положительными и отрицательными сторонами Бали, которые я увидела. Может, кому-то это будет полезно при выборе места для зимовки, например.

Плюсы:

1. Очень красивая природа. Особенно учитывая тот факт, что до этого месяц я была в Куала-Лумпуре, то по приезде на Бали меня радовало всё вокруг. Очень много зелени, разных цветов, каждый двор в растениях и статуях. Особенно в Убуде кажется, что там не просто жилой дом, а какой-то храм.

Вот, например, просто вход во двор.

2. Огромное количество достопримечательностей. На одном небольшом острове просто нереальная концентрация всего интересного. Можно увидеть кучу разных храмов, рисовые террасы, вулканы, горные озёра, горячие источники, вулканические пляжи, водные дворцы, водопады и ещё многое, что мы и за месяц не успели посмотреть.

А ещё эти огромные статуи вдоль дорог так завораживают, кажется, что это какие-то декорации для фильма.

И повсюду на острове такие вот штуки, выглядят эффектно.

3. Жить на острове можно очень дешёво. Для меня это стало неожиданностью, почему-то был стереотип, что Бали довольно дорогой остров. Особенно недорогое жильё, если снимать его на длительный срок.

Поесть также можно совсем бюджетно, а если ещё и питаться в местных варунгах, то можно заплатить доллар за целую тарелку еды и доллар за крутой манговый фреш. Хотя я не очень люблю эти места, потому что еда там лежит целый день, а в некоторых местах прям видно, как везде ползают насекомые.

Вот это вариант варунга подороже и здесь условия получше.

А арендовать, например, простой скутер на месяц можно взять за $50, таких цен, кажется, в других азиатских странах не найти.

Но это если есть цель сэкономить, дорого жить здесь тоже проблем не составит.

4. Есть хорошее котокафе. Этот пункт, конечно, не для всех плюс, но меня это кафе очень порадовало. Хотя потом на севере Таиланда видела и получше:) Но все равно здесь очень ухаживают за котами, каждого даже вычесывают по списку, совсем не воняет, видно, что коты не замученные, идут на руки. Очень пушистые и умиротворенные.

Ещё здесь такие милые крышечки на кружки, чтобы котики не лазили.

Хотя они и так получают своё.

Прошу прощения, если кто-то не любит котов, но я к ним очень неравнодушна, поэтому не могу устоять, чтобы не выложить их фото:)

На этом, наверное, у меня с плюсами всё. Правда, для сёрферов там тоже хорошие условия. Но я, к сожалению, не сёрфер, поэтому не могу это выделить как плюс.

А теперь минусы:

1. Наверное, самая большая неожиданность для меня — отсутствие райских пляжей. Т. к. почему-то Бали ассоциировался именно с крутыми пляжами. Оказалось, что некоторые пляжи там только для сёрфинга, к тому же грязные. Многие очень людные. Есть пляжи с малым количеством людей и без волн, но там почти всегда очень мелко, т. е. совсем-совсем мелко.

Или просто не смотря на прозрачную водичку, там плавает мусор.

А на севере пляжи в основном с черным вулканическим песком.

Либо просто данные пляжи труднодоступные и поселиться рядом не очень удобно, например, из-за отсутствия цивилизации.

В общем, на Бали за пляжным отдыхом я бы не ехала:)

2. Нужно заплатить практически за всё. Хоть это могут быть и небольшие суммы, от полу доллара до нескольких долларов, но вы платите постоянно. Чтобы увидеть водопад, храм, заехать на пляж (часто далеко не лучший), даже за стоянку возле Макдональдса или супермаркета (хотя не везде, ладно).

Иногда в этом есть смысл, если это, например, территория храма, где нужно убирать и поддерживать вид. Но иногда понимаешь, что там просто сели люди и решили собирать деньги с туристов. Например, на рисовых террасах каждые 100 метров у нас просили деньги, хотя мы думали, что уже заплатили за вход в начале. В итоге нас не хотели даже выпускать оттуда бесплатно. Получается, что вроде и посмотрел на красивое место, но остается неприятный осадок.

3. Пробки. В первый же момент движение на острове мне напомнило Индию. Правил особых нет (хотя в этом даже нашлись некоторые удобства), дороги в большинстве в плохом состоянии. Из-за большого количества машин и плохих дорог даже на короткие дистанции уходит много времени и очень сильно устаешь. Это одна из главных причин, почему нам не хватило месяца объехать весь остров.

Читайте также:  Нефть в полярных областях, в Арктике и Антарктике

Однажды мы даже ехали полчаса до пляжа, который находился в 5 км от нас.

4. Коррупция. Я много читала про местное ГАИ, которое ловит туристов, чтобы взять с них деньги. И в итоге через какое-то время мы тоже на них попали. Оказалось, что они даже международные права не считают за права, только местные. Вся эта ситуация напоминала шоу:) Гаишник рассказывает, что мы должны заплатить штраф, но это не ему, конечно же, а государству. И уже начинает писать какую-то бумажку. Мы мнёмся и предлагаем взять всё, что у нас есть (конечно, в кошельке лежит только 100 000 местных рупий как раз на такой случай), они тоже мнутся, но соглашаются довольно быстро и дают нам бланк с тем недописанным штрафом.

Потом я пыталась перевести в Google Translate то, что там написано, оказалось, что про штраф на этом бланке вообще ни слова:)

Но все равно после такого ездишь и напрягаешься – всё же постоянно платить по 10 долларов гаишникам не очень хочется. К счастью, больше нас не останавливали.

5. Если вы не умеете водить байк, вам будет очень тяжело на острове. Здесь довольно сложно с такси. Не везде есть Убер, в некоторых местах вообще стоят таблички, что Убер и Граб такси запрещены. В первый день мы пытались выехать с одного пляжа, словив попутку, но нам сообщали такие цены, что проще пойти пешком. При чем на меньшие суммы они не соглашались, хоть некоторым было и по пути.

Мои выводы.

Вообще, для меня осталось загадкой, почему так много людей едут зимовать или даже жить именно на Бали, уж слишком меня смутили некоторые моменты. Но вот для короткого отпуска — это очень крутое место. И, наверное, рай для фотографов.

И, кажется, там открылось ещё одно котокафе:)

Мои выводы.

Отзывы о пляжах и море на Бали

Большинство туристов в своих отзывах сходятся во мнении, что пляжный отдых – это не то, ради чего стоит ехать отдыхать на Бали. Пляжей на острове много, но часто они имеют определенные недостатки, мешающие в полной мере насладиться морем и пляжем.

На Бали нет «идеальных пляжей» для купания, где сходятся все условиях хорошего отдыха (например, чистая вода, белый песок, море без волн наличие развлечений и отелей поблизости), но есть пляжи, где эти условия имеются в тех или иных пропорциях.

Обратите внимание: при выборе пляжа важно учитывать приливы и отливы в этом месте: нередко они мешают купанию и портят вид, отчего вызывают негативные отзывы отдыхающих.

Одним из лучших пляжей Бали в 2020 году считается Кута, но она подходит, в основном, для молодежи. Здесь много кафе, развлечений, магазинов, можно заниматься серфингом. Многие заведения работают допоздна – в остальных районах Бали такое встречается редко). К тому же Кута считается относительно недорогим местом. К минусам Куты можно отнести многолюдность, не всегда чистый пляж, сложность купания из-за обилия серферов.

Лучшее место для встречи восхода – песчаный пляж Санур. На него следует отправиться и любителям достопримечательностей (рядом расположено множества храмов) и поклонникам дайвинга (подводный мир разнообразен и красив).

Хорошие пляжи для отдыха с детьми – Джимбаран, Паданг-Паданг, Санур, Пандава. У берега там мелководье, волн почти нет, море и песок хорошие, заход в воду пологий.

Другие хорошие пляжи для купания и загорания – Нуса-Дуа, Танджунг Беноа, Гегер, Амед

Если вам хочется чистого моря и прекрасных пляжей – рекомендуется на несколько дней поехать на острова Гили, расположенные недалеко от Бали. Поездка туда обойдется недешево, но пляжный отдых там великолепен.

Фото: один из пляжей Бали © Selamat Made / flickr.com

Хорошие пляжи для отдыха с детьми – Джимбаран, Паданг-Паданг, Санур, Пандава. У берега там мелководье, волн почти нет, море и песок хорошие, заход в воду пологий.

Отзывы туристов об отдыхе на Бали за 2019-2020 годы

Главное, что отмечает абсолютное большинство туристов в своих отзывах об отдыхе на Бали, — это потрясающая красота растительного и животного мира острова. Здесь все радует: вулканы и водопады, густые леса и яркие растения, разгуливающие гигантские игуаны и пронырливые мартышки, слоны и гигантские летучие мыши. Даже рисовые плантации удивляют своей красотой, ведь не зря художники со всего мира стремятся на остров за вдохновением.

Здесь можно заняться серфингом, снорклингом, рафтингом, покататься на слонах, посетить вулкан, съездить в ботанический сад и зоопарк, отведать знаменитый кофе лювак (копи лювак) и свежие морепродукты. От достопримечательностей острова путешественники в восторге и искренне сожалеют, что невозможно все увидеть за одну поездку.

Несколько тяжело приходится любителям горячительных напитков. Спиртное стоит дорого, и нужно еще знать, где его купить. Некоторый недостаток ночной жизни на острове тоже ощущается, Бали — это не Таиланд, и в большинстве мест в 10 часов вечера уже все закрыто. Исключение составляет молодежная Кута.

Своеобразная манера вождения местных повергает в шок путешественников и отбивает охоту арендовать автомобиль, впрочем, всегда есть такси. Большинство таксистов охотно возьмут на себя функции гида, главное — договориться. Кстати, к местным жителям отдыхающие относятся неоднозначно. Некоторым дружелюбие балийцев показалось напускным, хотя большинство все-таки считают их милыми и услужливыми людьми. Общение в основном на английском.

Отдых с ребенком на Бали вполне возможен, только нужно учесть длительный перелет и найти хороший отель с бассейном и горками, так как купание в океане с ребенком не самый лучший вариант. Для детей есть зоопарки, дельфинарий и прочие развлечения, скучать не будут. Перед поездкой рекомендуется оформить страховку. Застраховать путешествие →

Горящие туры ищите на сервисах Травелата и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить? Узнайте, как купить дешевый тур!

(Фото: Roberto.Trombetta / flickr.com / Лицензия CC BY-NC 2.0)


Своеобразная манера вождения местных повергает в шок путешественников и отбивает охоту арендовать автомобиль, впрочем, всегда есть такси. Большинство таксистов охотно возьмут на себя функции гида, главное — договориться. Кстати, к местным жителям отдыхающие относятся неоднозначно. Некоторым дружелюбие балийцев показалось напускным, хотя большинство все-таки считают их милыми и услужливыми людьми. Общение в основном на английском.

Плюсы и минусы отдыха на Бали

  1. Положительные стороны таинственного острова
  2. Минусы пребывания на Бали
  3. Советы для путешественников

Остров Бали – достаточно популярное место для отдыха. Многообразие флоры и фауны, в сочетании с волшебными природными пейзажами, оставляют неизгладимые впечатления.

Фантастические традиции балийцев влюбляют в себя с одной стороны и настораживают – с другой. Сложно себе представить, но на Острове Богов, 230 дней в году официально считаются праздничными. Но так ли идеален индонезийский остров, плюсы и минусы отдыха на Бали, об этом чуть ниже.

Несмотря на постоянный поток туристов, балийцам удалось сохранить свои традиции и девственную природу острова.

Отзывы туристов о Бали

Для отслеживания истории поисков нужно зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.

Чтобы добавлять отели в список избранных необходимо авторизоваться на сайте.

Чтобы добавлять отели в список отслеживаемых необходимо авторизоваться на сайте.

Получайте персональные предложения, экономьте время, узнавайте о горящих турах и акциях первыми.

Ваш город «Москва»?

Кликнув «Да», вы увидите туры с вылетом из этого города, телефоны и адреса местных офисов.

отношение к туристам7.9
индустрия развлечений-.-
памятники, исторически значимые места-.-
безопасность-.-
шоппинг-.-
цены8.0
всего отзывов13
всего просмотров8547

  • Описание
  • Карта
  • Отзывы
  • Отели
  • Билеты
  • Туры

Был в отеле с 1 по 24 марта 2012 года. 1.Перелет самый дешевый на 1000$, чем прямой, но больше суток, Москва- Дубаи- Джакарта- Денпасар, ночь в предбаннике местного аэропорта Гаруда (орел), он находится рядом с международным в другом крыле ,на вещах, он закрыт на ночь. 2. За ночь поменяли деньги (самый выгодный курс)

4. Бытовые удобства и интернет

Арендовать жилье, как на короткий, так и длительный срок можно в любом уголке острова. Да еще и по вполне привлекательной цене. Вот только искать жилье с удобствами – непростое занятие. Например, практически невозможно найти кухни с духовками или горячей водой.

На интернет жалуются все и всегда – здесь он очень дорогой и медленный. И эта беда актуальна для любой точки острова, вне зависимости от способа подключения. Впрочем, привыкнуть со временем можно – не такая уж и большая беда.

Если Вы решите питаться самостоятельно, готовьтесь к разочарованию на местных рынках – продукты тут в большинстве своем сомнительного качества и не первой свежести. И все это не особо дешево. Никаких проблем только с одним — свежими фруктами и овощами.

Бали. Индонезия.

16 лет на сайте
пользователь #23416

Странным образом не обнаружил тут темы с таким названием.

Только что вернулся из Индонезии. Если кому то интересно, могу поделится впечатлениями и фотками

18 лет на сайте
пользователь #2358

Давайте отчет!

17 лет на сайте
пользователь #11206

В каком отеле останавливались? У меня по Бали тоже есть отчет. На холидее лежит

16 лет на сайте
пользователь #23416

Julic, я не останавливался в отеле. снимали виллу, так практичнее для большой компании (нас в сумме слетелось 14 с из рб, германии, россии).
Плюсы виллы:
– постоянно машина под боком
– из бассейна пьяного в 4 утра никто не погонит
– ешь и пьешь то что говоришь приготовить шефу а не то что в меню гостиничного или прибрежного ресторана
– опять же был интернет (он там изначально дорогой, как у нас года 4 назад, закончился когда жена друга слила пару гигов кино
Когда закончилась водка-виски-текила прилетел гонец из тайланда с большим желтым чемоданом на котором после просвечивания в порту гордо мелом было написано “10”. Обсчитались. там было 13
Летели этихадом через KUL. Далее эйразия. Можно было через Джакарту, но на обратном пути у нас были дела в KUL на пару дней. В следующий раз, если полечу, то через Джакарту дабы в Yogyakarta (старая Джакарта) заехать. Там круто. Очень круто.
Лететь этихадом очень выгодно по цене. Обслуживание на высоком уровне. На сегодня они круче эмирейтс. На участке msq-auh-msq наливали анлимитед (я правда в ерапаланх стараюсь не пить), на участвке auh-kul-auh поскромнее – крепкого особо не предлагали, впрочем неудивительно – там много муслимов летит. Выдаются наборы носки-шоры-беруши что весьма удобно. Ерапланы новые, не задрюченные, достаточно много места между седушками. Ессно все напичкано системами развлечений дабы клиент не скучал, есть даже кено с русскоязычными дорожками. На обратном пути стыковка в auh была 9 часов но это легко перенеслось (подробности только в личку, не хочу палить местечко )
Для тез кто летает через KUL есть особое предостережение. Бюджетники аля Airasia теперь летают из отдельного Low Cost Carrier Terminal (LCCT). Так вот ехать до него около 30км и по времени займет минут 30-40 суммарно. Это нужно обязательно учитывать, в частности при отправлении багажа до конечно точки. Никто его не перегрузит из основного KLIA в LCCT.
Буду тут пописывать по мере вспоминания подробностей

17 лет на сайте
пользователь #11206

Maximas®, согласна, для большой компании вилла – самое то. Нас было только двое, так что мы брали пакетный тур. На Яве тоже успели побывать, в Джогджакарте, посмотрели Прамбанан и Боробудур

16 лет на сайте
пользователь #23416

Julic, пакетными турами тоже предпочитаю не ездить даже елси небольшой компанией. забронить отель на сегодня не проблема никакая. зачем переплачивать туроператору лишние 10-20%?

14 лет на сайте
пользователь #56034

Пару недель назад прилетели с Бали. Там все так же хорошо, особенно на пляже ближе к аэропорту. Стоят волнорезы, а все иностранцы купаются в бассейне. Короче необитаемый остров.

15 лет на сайте
пользователь #30985

друзья, как с визами для Беларусов в Индонезию?

сейчас в Китае, через неделю буду в Тайланде, там буду делать визу в Бангкоке в Индонезию. Мало вероятно конечно, но может у кого есть опыт?

И что с Малайзией – нам все еще не нужны визы до 30-ти дней пребывания при наличии билетов на самолет?

16 лет на сайте
пользователь #22409

Не знаю как в БКК но в куале виза получается очень легко. в малайзию визы не нужны.

Maximas®, согласна, для большой компании вилла – самое то. Нас было только двое, так что мы брали пакетный тур. На Яве тоже успели побывать, в Джогджакарте, посмотрели Прамбанан и Боробудур

Ссылка на основную публикацию