Нефть на Среднем Востоке, история добычи и применения

Нефть на Среднем Востоке

Употребление нефти на Среднем Востоке было известно уже давно. На протяжении бесчисленных веков в безоблачных, обожженных солнцем странах, служивших колыбелью цивилизации, земледельческие народы, живя скромной жизнью и находясь в вечном страхе перед неизвестным божеством, поклонялись таинственному огню, горевшему негасимо без какой-либо видимой причины. Они собирали нефть, просачивавшуюся на поверхность земли, и использовали ее для своих светильников, примитивных домашних нужд, а также как зажигательное оружие против своих врагов.

Археологические раскопки в Сузе (современный Шуш, расположенный между городами Дизфуль и Ахваз), в Иране, обнаружили, что битум использовался здесь еще во времена Шумера, то есть около пяти-шести тысячелетий тому назад, и что его применяли не только как связующий материал при постройках и как оправу для драгоценных камней, но и для закрепления лезвий инструментов в рукоятках, для придания водонепроницаемости гончарным изделиям и для смоления судов.

Первые упоминания добычи нефти на Среднем Востоке

Древнейшее описание добычи нефти в Иране принадлежит Геродоту (484—425 гг. до н. э.), который дал следующее свидетельство: «Ардерикка расположена на расстоянии двухсот десяти стадий от Суз и в сорока стадиях от того колодца, который доставляет три предмета: асфальт, соль и масло; а добываются они следующим способом: извлекаются из колодца с помощью коромысла, к которому вместо ведра привязывается половина кожаного мешка; погрузивши его в колодец, достают оттуда жидкость, которую сливают в цистерну; затем из цистерны жидкость переливается в другое вместилище по трем особым отделениям и принимает троякий вид. Асфальт и соль немедленно сгущаются и становятся твердыми; масло, именуемое у персов «радинака», черного цвета и издает тяжелый запах».

Выходящие на поверхность нефть и газ служили горючим для «вечных огней», являвшихся предметом поклонения в религиях огнепоклонников древней Персии. От одного из разрушенных храмов, возможно, храма огнепоклонников, произошло название города и нефтяного месторождения Месджид-и-Сулейман (то есть мечеть Сулеймана).

На войне нефть впервые была использована в древней Персии; есть также несколько свидетельств о применении зажигательных стрел. Поэт Фирдоуси в своем произведении «Шахнамэ» описывает, как Александр во время своего похода в Индию нагнал страху и рассеял слонов царя Пора, направив на них тысячу всадников, вооруженных пылающими сосудами с нефтью. Впоследствии подобный военный маневр был применен Надир-шахом во время его похода в Индию в 1739 г. Он пропитал шерсть верблюдов нефтью и погнал пылающих верблюдов на боевых слонов индийской армии, что привело к полному поражению последней.

В Ираке выходы нефти, скопления твердых битумов и асфальтовые озера настолько многочисленны и распространены на такой большой площади, что нет ничего удивительного в том, что в классических трудах и надписях мы встречаем многочисленные упоминания о нефти и ее употреблении.

Геродот описывает выходы нефти у Хита следующим образом: «На расстоянии восьми дней пути от Вавилона лежит другой город по имени Ис. Там протекает небольшая река, имя которой также Ис и которая изливается в реку Евфрат. Река Ис выбрасывает вместе с водою большую массу асфальта, который доставляется и на стены в Вавилоне».

Двадцать два века спустя эти же места описал английский путешественник Джордж Ролинсон: «Проведя около трех дней среди развалин древнего Вавилона, мы пришли в город, называемый Хит, сильно разрушенный и населенный одними арабами. Недалеко от этого города есть смоляная долина, представляющая собой весьма замечательное и почти непостижимое зрелище. В этой долине имеется много источников, в изобилии извергающих некое черное вещество, похожее на деготь и смолу, которое используется населением всех окружающих районов для смоления судов. Каждый из этих источников производит шум наподобие кузнечного горна, причем работа источников не прекращается ни днем, ни ночью, а шум, производимый ими, можно слышать за километр. Эти источники поглощают все тяжелые предметы, которые в них попадают. Арабы называют эту долину «Ворота ада».

Нефть в древней и средневековой истории

Нефть, которую стали добывать промышленным способом только в середине 19 века, сопровождает человечество с древнейших времен. Возможно, миф о Прометее, который принес людям небесный огонь, зародился благодаря открытию нефтяных источников на Кавказе.

Как это ни удивительно, нефть, которую стали добывать промышленным способом только в середине 19 века, сопровождает человечество с древнейших времен.

Возможно, миф о Прометее, который принес людям небесный огонь, зародился благодаря открытию нефтяных источников на Кавказе – именно в горах Кавказа нес наказание благодетель человечества.

Если же обратиться к историческим фактам, стоит вернуться на 8 тыс лет назад.

Примерно за 6 тыс лет до нашей эры шумеры, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, встретились с удивительным веществом, выступившем не поверхность земли в виде вязкой массы, похожей на смолу.

Это был нефтяной битум, который в условиях недостатка дерева и камня стали эффективно использовать для возведения грандиозных построек.

Битум добавляли в смесь из глины, песка и гравия, из которой делали кирпичи.

Им же укрепляли кладку, и получившиеся стены оказывались чрезвычайно прочными.

Битумом покрывали дороги, укрепляли берега искусственных водоемов.

Кроме того, им обмазывали лодки и посуду, обеспечивая таким образом водонепроницаемость.

Более редкую жидкую нефть применяли для освещения помещений.

Интересно, что нефть считалась целебной – шумеры пытались лечить ею нарывы и боль в суставах.

Египтяне нашли нефти еще одно удивительное применение – они применяли ее для бальзамирования.

По свидетельству Геродота, битум широко использовался при создании стен и башен Вавилона.

Он же описывает древний способ добычи нефти из «известного колодца», расположенного недалеко от Ардерикки – селения у Евфрата, где располагалось имение персидского царя Дария.

«Из этого колодца вычерпывают асфальт, соль и масло следующим образом. Асфальт вычерпывают с помощью колодезного журавля, а вместо ведра прицепляют к нему пол винного бурдюка.

Погрузив бурдюк, зачерпывают им жидкость и выливают в сосуд. Затем жидкость переливается в другой сосуд, где она разлагается на 3 составные части.

Асфальт и соль тотчас же осаждаются».

Геродот пишет о загадочном «масле»: «Персы называют его «раданака», оно черного цвета с неприятным запахом».

Знали нефть и в Древней Индии. В развалинах древнеиндийского города Мохенджо-Даро был обнаружен огромный бассейн, построенный 5 тыс лет назад, дно и стены которого были покрыты слоем асфальта.

На Ближнем Востоке нефть стала ходовым товаром в начале нашей эры.

Иранские и арабские летописи свидетельствуют, что еще в 3-4 веках нефть, добываемая на Апшеронском полуострове, вывозилась в Персию, откуда распространялась и по другим странам.

Еще одна сильнейшая древняя цивилизация впервые применила нефть в военных целях.

Китайские воины бросали в ряды противников горшки с горящей нефтью за много веков до изобретения знаменитого «греческого» огня.

Именно в Китае в 4 веке нашей эры впервые пробурили нефтяную скважину, используя полые стволы бамбука.

Нефть использовали в качестве топлива – ее жгли, чтобы вскипятить соляной раствор из природных источников, выпарить воду и добыть таким образом соль.

Самые глубокие скважины достигали 240 метров.

Более того, китайцы создали целые трубопроводы из бамбуковых трубок, ведущие от места добычи к соляным источникам.

Нельзя не упомянуть и о том, что асфальт использовался при строительстве Великой китайской стены.

Нефть была известна грекам и римлянам. Древнегреческий врач Гиппократ оставил много рецептов, в состав которых входила эта горючая жидкость.

Римляне дали веществу название, перешедшее затем во многие языки – oleum petrae, «каменное масло».

А наследники греков византийцы создали с помощью нефти супероружие раннего средневековья – «греческий огонь».

Рецепт его держали в большом секрете, но впоследствии стало известно, что в число ингредиентов входили нефть, сера и селитра (в хронологии указан другой состав, сделать единообразно).

Сосуд со смесью привязывали к метательному копью, которое запускалось огромной пращой.

С быстротой молнии и страшным грохотом огненный снаряд летел к цели.

Вода не могла погасить распространявшееся во все стороны пламя, поэтому современники полагали, что войско, вооруженное «греческим огнем», победить невозможно.

Интересно, что поражение русского князя Игоря в борьбе с половцами можно объяснить тем, что в распоряжении хана Кончака было это секретное оружие.

По мнению историка В. Н. Татищева, у половцев был огромный снаряд для метания огня, благодаря которому они и победили в битве с Игорем в 1184 г.

Для составления горючей смеси они использовали нефть из источников Керчи или Тамани.

Так на протяжении многих и многих веков нефть была не просто ценным продуктом, но и настоящим чудом древнего и средневекового мира.

История нефтяной отрасли

На протяжении всей истории человечества энергия была ключевым фактором повышения уровня жизни. Чтобы выжить в аграрную эпоху, люди сжигали дрова для тепла и приготовления пищи. Помимо использования в качестве строительного материала, дерево на протяжении веков оставалось основным мировым топливом.

Изобретение первой современной паровой машины в начале 18-го века ознаменовало собой превращение аграрной экономики в индустриальную. Паровые двигатели могли работать на древесине или угле, но уголь быстро стал предпочтительным топливом, что позволило значительно увеличить масштабы индустриализации.

Полтонны угля производили в четыре раза больше энергии, чем такое же количество древесины, и были дешевле в производстве и, несмотря на большую массу, легче распределялись. Угольные паровозы резко сократили время и стоимость внутренних перевозок, в то время как пароходы смогли пересекать океаны. Машины, работающие на угле, позволили добиться прорывов в производительности и одновременно снизить физический труд. С наступлением 20-го века экологические проблемы и новые технологии привели к еще одному переходу источника энергии, с угля на нефть. Металлургическая промышленность породила новые строительные материалы, железные дороги соединили страну, а открытие нефти обеспечило новый источник топлива. Открытие гейзера Спиндлтоп (Техас) в 1901 году(первое открытие нефти в США), привело к огромному росту нефтяной промышленности. В течение года было зарегистрировано более 1500 нефтяных компаний.

Интересно, что хотя женщинам еще не разрешали голосовать, женские общества в Соединенных Штатах сыграли важную роль в лоббировании законов, направленных на улучшение качества воздуха и уменьшение густого дыма, вызываемого сжиганием угля.

Новая нефтяная экономика

Первая нефть была фактически обнаружена китайцами в 600 году до нашей эры и транспортировалась в трубопроводах из бамбука. Тем не менее, открытие полковника Дрейка, нефти в Пенсильвании в 1859 году и открытие Спиндлтопа в Техасе в 1901 году заложили основу для новой нефтяной экономики.

Нефть была гораздо более технологичной и гибкой, чем уголь. Кроме того, керосин, который был первоначально очищен от нефти, обеспечил надежную и относительно недорогую альтернативу «угольным маслам» и китовым маслам для заправки ламп. Большинство других продуктов были выброшены.

С технологическим прорывом 20-го века нефть стала предпочтительным источником энергии. Ключевыми факторами этой трансформации были электрическая лампочка и автомобиль. Владение автомобилями и спрос на электроэнергию росли в геометрической прогрессии, а вместе с ними и спрос на нефть.

К 1919 году продажи бензина превысили продажи керосина. Нефтяные корабли, грузовики и танки, а также военные самолеты в Первой мировой войне доказали роль нефти, как не только стратегического источника энергии, но и важнейшего военного актива.

До 1920-х годов природный газ, который добывался вместе с нефтью, сжигался в качестве побочного продукта. Со временем газ стал использоваться в качестве топлива для промышленного и бытового отопления и энергетики. Когда его ценность была осознана, природный газ стал таким же ценным продуктом, как и нефть.

Эпоха крупных компаний

Чтобы понять, как работает нефтегазовая отрасль, также важно понять, как она изменилась с течением времени. Ключевым фактором в развитии отрасли является то, кто контролирует основной актив – запасы нефти и газа. История нефтяной промышленности – это один из радикальных сдвигов в управлении и доминировании.

Standard Oil, Royal Dutch Shell и British Petroleum: суперкомпании этой отрасли

Джон Д. Рокфеллер, который начал свою карьеру в нефтепереработке, стал первым «бароном» отрасли в 1865 году, когда он основал Standard Oil Company. К 1879 году Standard Oil контролировала не только 90% перерабатывающих мощностей Америки, но и ее трубопроводы и системы сбора. К концу 19-го века доминирование Standard Oil охватило разведку, добычу и маркетинг. Сегодня ExxonMobil является преемником Standard Oil. В 1933 году Standard Oil получила первый контракт на бурение на нефти в Саудовской Аравии.

Когда гражданская война в США(1861-1865 гг.) прервала регулярный поток керосина и других нефтепродуктов в западные штаты, давление возросло, чтобы найти лучший способ использования нефти, найденный в таких штатах, как Калифорния. Но до 1900 года Standard Oil проявлял небольшой интерес к нефтяной промышленности на Западном побережье. В этом году она приобрела нефтяную компанию Pacific Coast и в 1906 году включила все свои западные операции в Pacific Oil, теперь Chevron.

Эдвард Л. Доэни обнаружил первую скважину в Лос-Анджелесе в 1892 году, а пять лет спустя в этом районе было пятьсот двадцать скважин и двести нефтяных компаний. Когда в 1900 году Standard вошла в Калифорнию, там уже процветали семь интегрированных нефтяных компаний. Нефтяная компания Союза была наиболее важной из них.

Пока Рокфеллер строил свою империю в США, семьи Нобеля и Ротшильдов боролись за контроль над добычей и переработкой нефтяных богатств России. В поисках глобальной транспортной сети для продажи своего керосина, Ротшильды заказали первые нефтяные танкеры у британского трейдера Маркуса Самуэля. Первый из этих танкеров был назван Murex, в честь морской раковины, и стал флагманом Shell Transport and Trading, который Сэмюэл сформировал в 1897 году.

Компания Royal Dutch Petroleum начала свою деятельность в Голландской Ост-Индии в конце 1800-х годов, а к 1892 году объединила производство, трубопроводы и нефтеперерабатывающие предприятия. В 1907 году Royal Dutch и Shell Transport and Trading договорились о создании Royal Dutch Shell Group.

Читайте также:  Семейная иммиграция

В том же 1907 году открытие нефти в Иране, бывшим британским золотодобытчиком и ближневосточным шахом(*это титул, который даётся императорам, королям, принцам и лордам Ирана/Персии) привело к созданию англо-персидской нефтяной компании. Британское правительство приобрело 51% компании в 1914 году, чтобы обеспечить достаточное количество нефти для Королевского флота в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Компания стала называться British Petroleum в 1954 году и в настоящее время носит тоже имя BP.

Сегодня эти три компании – ExxonMobil, Shell и BP – считаются «супер-мажоритарными» компаниями.

В Соединенных Штатах в 1901 году открытие месторождения Спиндлтопа в Техасе привело к появлению таких компаний, как Gulf Oil, Texaco и других. Доминирование Соединенных Штатов в эту эпоху было проиллюстрировано тем фактом, что независимо от того, где в мире добывалась нефть, ее цена была фиксированной и равной цене в Мексиканском заливе.

Начиная с Первой мировой войны, нефть стала стратегическим источником энергии и огромным геополитическим призом. В 1930-х годах Gulf Oil, BP, Texaco и Chevron были вовлечены в концессии, которые сделали крупные открытия в Кувейте, Саудовской Аравии и Ливии.

На основе этих открытий был сформирован картель из семи компаний, которые контролировали мировой нефтегазовый бизнес на протяжении большей части двадцатого века. Известные как Семь Сестер, они включали в себя: Exxon (первоначально Standard Oil), Royal Dutch / Shell, BP, Mobil, Texaco, Gulf и Chevron.

Когда Вторая мировая война закончилась, Соединенные Штаты столкнулись с проблемой стабилизации мира. В течение следующих сорока пяти лет произошли многочисленные серьезные кризисы, во многих из которых нефть играла ключевую роль. Сразу после войны Европа испытала дефицит угля, это был первый энергетический кризис. Соединенные Штаты продолжают потреблять около двух третей мировой добычи нефти. Нефть следует считать краеугольным камнем уровня жизни в Соединенных Штатах и в значительной степени ее ранг как мировой державы.

Часть энергетической проблемы после 1940 года возникла из-за истощения внутренних запасов нефти во время Второй мировой войны – около 6 миллиардов баррелей. В борьбе во Вьетнаме эксперты утверждают, что Соединенные Штаты поставили около 5 миллиардов баррелей нефти, хотя большое количество этого было добыто на ближневосточных объектах, принадлежащих американским компаниям. Конечно, общее количество для обеих войн представляет собой величину, большую, чем та, что имеется на большом нефтяном месторождении в Восточном Техасе или, возможно, на северном склоне Аляски в 1967 году. После 1960-х годов, когда внутреннее производство сократилось и спрос вырос, нефтяной промышленности пришлось импортировать огромные объемы с Ближнего Востока и Венесуэлы.

Эпоха ОПЕК

Начиная с 1950-х годов произошли многочисленные сдвиги, в результате которых контроль над добычей нефти и газа и ценообразованием переместился из стран «Большой нефти» и стран-потребителей нефти в страны-производители нефти.

Правительства многих нефтедобывающих стран, особенно на Ближнем Востоке и в Южной Америке, рассматривали интегрированные нефтяные компании /Integrated Oil Companies (МОК/IOC), работающие там, как инструменты своих стран происхождения (обычно США или европейских стран). Как по экономическим, так и по геополитическим причинам лидеры стран-производителей начали отстаивать свою власть в отношении контроля над запасами нефти и газа своих стран (и связанного с ними богатства).

Чтобы продемонстрировать свою вновь обретенную власть, в 1960 году правительства Венесуэлы, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Ирана создали Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) с целью ведения переговоров с МОК по вопросам добычи нефти, цен на нефть и будущие концессионные права.

ОПЕК оказала небольшое влияние в течение первого десятилетия своего существования. Ситуация изменилась в начале 1970-х годов с слиянием растущего спроса на энергию, пересмотром условий ведения бизнеса в Ливии Муаммаром Каддафи и четвертой арабо-израильской войной.

ОПЕК представляет собой значительную политическую и экономическую силу. По их оценкам, 81% запасов нефти в мире принадлежит их членам.

Отметим, что Саудовская Аравия обладает большинством запасов ОПЕК, за ней следуют Иран и Венесуэла. За пределами ОПЕК имеются другие крупные владельцы нефти, включая Северное море (контролируемое Великобританией, Норвегией, Данией, Германией, Нидерландами), канадские нефтяные пески и глубоководные запасы за пределами Бразилии и в Мексиканском заливе.

ОПЕК, базирующаяся в Вене, была создана главным образом в ответ на усилия западных нефтяных компаний по снижению цен на нефть. ОПЕК позволяет нефтедобывающим странам гарантировать свои доходы путем координации политики и цен. Членство в ОПЕК дает стране престиж в глазах мирового сообщества.

Исторически сложилось так, что США рассматривали ОПЕК как угрозу для поставок дешевой энергии, поскольку картель в свое удовольствие может устанавливать высокие цены на нефть на мировом рынке. Кроме того, нынешняя политика США по снижению зависимости от ближневосточной нефти, на которой доминирует ОПЕК, может представлять дипломатические проблемы с теми странами, которые связаны с интересами США.

Предостережение с участием ОПЕК заключается в том, что страны-члены не могут устанавливать индивидуальные квоты на добычу. Это может быть проблематично, потому что политические интересы и экономические соображения сильно различаются в разных странах.

Сегодня членами ОПЕК являются: Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла. С ОПЕК тесно сотрудничает Россия.

В конечном счете, сила ОПЕК не только сместила контроль производства и ценообразования с западных МОК в страны-производители, но также ознаменовала начало сегодняшней эры Национальной нефтяной компании (ННК).

Эра Национальной Нефтяной Компании

Сокращение поставок, растущий спрос, высокие цены на сырую нефть и природный газ, а также изменяющийся геополитический климат способствовали растущему доминированию национальных нефтяных компаний. Этот новый мир становится все более сложным и политическим, и в качестве репрезентативных примеров можно привести Венесуэлу и Россию.

Решение Уго Чавеса в 2007 году отказаться от производственных соглашений и других форм сотрудничества с МОК в Венесуэле усилило контроль над текущим производством PDVSA (Национальная нефтяная компания Венесуэлы) и доступ к запасам со стороны правительства.

То же самое в основном верно в отношении России, где правительство укрепило позиции «Газпрома», контролируемого государством газового конгломерата, до такой степени, что он отказывается от контрактов с МОК.

В 1972 году на долю МОК и основных независимых производителей приходилось 93% мирового производства, а на долю ННК(Национальные нефтяные компании) приходилось лишь 7%. Сегодня баланс почти полностью изменился: ННК теперь контролируют 73% объема мировой добычи нефти и газа.

Нетрадиционная эра

Технологические прорывы в нетрадиционной добыче нефти и газа за последние 15 лет изменили энергетический ландшафт Северной Америки. Эти события также открыли огромные новые возможности по всему миру, усложнив динамику мировых поставок и политические режимы, включая доминирование ОПЕК.

Эти крупные достижения произошли в области горизонтального бурения, подводного инжиниринга (особенно глубоководной добычи) и гидравлического разрыва пласта.

Североамериканский газовый бум

Гидравлический разрыв или гидроразрыв пласта – это процесс закачки воды, химикатов и песка в скважины. В результате разломы в окружающих сланцевых породах позволяет углеводородам уйти.

В 1997 году Mitchell Energy представили первый гидроразрыв. Этот метод существенно снизил стоимость гидравлического разрыва скважин, что привело к буму добычи нефти и газа в Северной Америке.

В течение следующих десяти лет эта технология была усовершенствована и сочеталась с достижениями в области горизонтального бурения. В результате добыча в сочетании с замедлением мировой экономики в то время привели к снижению внутренних цен на природный газ на 85% – с более чем 13,00 долларов США за млн. БТЕ (Британская тепловая единица) в 2008 году до менее чем 2,00 долларов США в 2012 году.

Хотя эти цены проблематичны для производителей, они создали низкозатратное конкурентное преимущество в производстве и химической переработке, что имеет глобальные последствия. Другие последствия постоянно низких цен на природный газ включают в себя:

— Быстрое переключение с угольных электростанций на газовые (с последующим снижением выбросов)

— Переоценка потоков сжиженного природного газа (СПГ) при переходе США от импортера к экспортеру

— Ускоренное преобразование в природный газ в качестве транспортного топлива для коммерческих парков (и пассажирских транспортных средств в гораздо меньшей степени)

— Неблагоприятное влияние на экономику возобновляемых источников энергии, так как газовые электростанции работают недорого и чисто по сравнению с углем

Гидроразрыв не обошелся без противоречий на политической и экологической аренах. Процесс очень трудоемкий, и для вскрытия одной скважины может потребоваться до 5 миллионов галлонов воды.

Некоторые общие буровые районы уже сталкиваются с локальными проблемами водоснабжения, что приводит к проблемам с подачей воды и необходимостью закупки воды. Кроме того, воздействие химических веществ в фракционирующей жидкости оказывают влияние на запасы подземных вод, в дополнение к обработке использованной фракционной воды, вызывает обеспокоенность местных сообществ с экологической точки зрения.

Эти проблемы привели к неравномерному использованию этой технологии от государства к государству. Эти изменения динамики все еще оцениваются на мировом рынке.

Влияние на нынешние политические режимы еще предстоит полностью оценить, поскольку такие страны, как США, стремятся к энергетической независимости. За последние 20 лет добыча нефти и газа в США выше, чем когда бы то ни было, и страны-экспортеры нефти пристально следят за этими событиями.

Заключение

С технологическим прорывом 20-го века нефть стала предпочтительным источником энергии. Ключевыми факторами этой трансформации были электрическая лампочка и автомобиль. Владение автомобилями и спрос на электроэнергию росли в геометрической прогрессии, а вместе с ними и спрос на нефть.

Сила ОПЕК не только сместила контроль производства и ценообразования с западных МОК в страны-производители, но и ознаменовала начало сегодняшней эры Национальной нефтяной компании (ННК). В настоящее время ННК контролируют 73% объема мировой добычи нефти и газа.

Технологические прорывы в гидроразрыве пласта, горизонтальном бурении и глубоководной добыче открывают потенциал для огромных запасов в новых областях.

Подписывайтесь на наши соцсети:

Чтобы быть в курсе последних мировых событий и не пропускать свежие образовательные материалы

Нефть

Нефть (от персидского – нефт) – полезное ископаемое, представляющее собой маслянистую жидкость цветом от мутно-желтого до почти черного и специфическим запахом. В состав сырой нефти входит более тысячи различных веществ, в основном жидких углеводородов. Важнейшим свойством нефти и ее производных является их способность выделять при сгорании большое количество энергии. Это качество в сочетании с относительной легкостью транспортировки делает нефть важнейшим энергоносителем для современного общества.

В настоящий момент практически вся нефтедобыча производится из подземных месторождений разной глубины. Состав и свойства извлекаемого сырья могут значительно отличаться, однако, в связи с тем, что сейчас нефть крайне мало используется в сыром виде, для конечного потребителя нефтепродуктов их происхождение не имеет никакого значения.

Из сырой нефти производятся, в первую очередь, различные виды топлива для двигателей внутреннего сгорания: бензин, керосин, дизельное топливо, а также большинство смазочных материалов: мазут, масла, парафины и т.д. Кроме того продукты нефтепереработки весьма широко используются в различных отраслях химической промышленности, например для производства полимеров, пластмасс, синтетических каучуков и волокон, красителей, чистящих средств, асфальта, стройматериалов.

Особенная важность нефти связана не только с ее ролью в производстве, но и с тем фактом, что добыча и переработка нефти составляет во многих странах значительную часть государственных доходов. Следовательно, в зависимости от них оказываются устойчивость власти, национальной валюты, финансирование бюджетных расходов и пр.

История

Нефть известна человечеству с древних времен, чаще всего она имела название «горного масла», именно так можно перевести английское название нефти – petroleum происходящее, в свою очередь, от двух слов: греческого πέτρα — камень и латинского oleum — масло. Однако до середины 19 столетия было изобретено сравнительно мало способов использования нефти. По этой причине она употреблялась, в основном народами жившими недалеко от ее естественных месторождений.

Еще в древнем Вавилоне и соседних с ним государствах нефть и продукт ее окисления – асфальт, использовали в строительстве. В Египте времен фараонов – для бальзамирования. Несколько позже на Среднем Востоке и в Греции, а затем в Византии нашли употребление горючим свойствам нефти. Самый известный и эффективный пример этого – знаменитый греческий огонь, своим действием напоминающий современные огнеметы.

В 19 веке производимый из нефти керосин стали использовать для освещения, в известных всем керосиновых лампах. Но, по настоящему востребованной нефть стала только с появлением и развитием производства двигателей внутреннего сгорания. В этот же период стал распространяться и новый способ добычи – нефтяные скважины вместо колодцев.

Происхождение и месторождения нефти

В настоящее время наиболее распространенной остается органическая теория нефтеобразования из разложившихся останков живых существ, занесенных осадочными породами, и долгое время находившихся под давлением. Здесь можно провести некоторые параллели с наглядно знакомым жителям Беларуси торфом, в котором можно иногда разглядеть частички не сгнивших растений. Есть и другие гипотезы происхождения нефти, но главное значение для современного общества представляет не геологическая история, а возможность применения научных знаний для поиска новых месторождений. Исследования именно в этой области получают основной объем финансирования от государств и корпораций.

Наибольшие объемы разведанной нефти расположены на глубине от 1 до 6 километров. Нужно отметить, что она не всегда находится в относительно «чистом» состоянии, часто сырая нефть оказывается смешана с другими жидкими и твердыми породами. Такое состояние может делать извлечение и переработку сырья существенно дороже. Как правило, дешевле и удобнее всего оказывается добыча нефти на старых, давно разведанных месторождениях, где возможно производить ее на меньших глубинах. Однако, к началу 21 века они оказались в значительной степени истощены, что приводит к необходимости вкладывать дополнительные усилия и средства в нефтедобычу или искать новые залежи.

На 2018 год разведанные запасы сырой нефти, по данным «Всемирной книги фактов» (The World Factbook), в разных государствах в баррелях оценивались так:

Читайте также:  Бизнес в других странах, как открыть и работать
СтранаЗапасы (баррелей)
1Венесуэла302 300 000 000
2Саудовская Аравия266 200 000 000
3Канада170 500 000 000
4Иран157 200 000 000
5Ирак148 800 000 000
6Кувейт101 500 000 000
7ОАЭ97 800 000 000
8Россия80 000 000 000
9Ливия48 360 000 000
10Нигерия37 450 000 000
11Казахстан30 000 000 000
12Китай25 630 000 000
13Катар25 240 000 000
14Бразилия12 630 000 000
15Алжир12 200 000 000
16Ангола9 523 000 000
17Эквадор8 273 000 000
18Азербайджан7 000 000 000
19Мексика6 630 000 000
20Норвегия6 376 000 000

Необходимо заметить, что стоимость добычи нефти на разных месторождениях может существенно отличаться.

Современная добыча и использование нефти

С конца 19 и до начала 21 века роль нефти в экономике практически непрерывно возрастала. Вероятно, такое положение будет сохраняться до появления и внедрения в массовое производство двигателей работающих на других, более дешевых и удобных в использовании энергоносителях.

Использование нефти в современном мире весьма обширно, потому кратко упомянем только основные направления производства в этой области.

Добыча нефти может происходить различными способами. Самый древний – поверхностный метод сбора, т.е. вычерпывание сырой нефти естественным путем выходящей на поверхность, давно ушел в прошлое. То же можно сказать и о добыче близко лежащей нефти через колодцы. В настоящее время добыча производится из скважин, проникающих в землю на несколько километров. Если не следовать строго принятой терминологии, но попытаться классифицировать добычу исходя из технологических приемов, то получится следующая классификация:

  • Первичный, фонтанный метод – нефтесодержащая жидкость сама выходит из скважины под давлением, существующим в нефтеносном слое;
  • Компрессорный метод, газлифтный или эрлифтный начинает применяться после того, как давление в нефтеносном слое становится недостаточным для применения предыдущего способа. При таком варианте добычи в скважину под давлением закачивается газ (или воздух) для создания избыточного давления, приводящего к выходу нефтегазовой смеси на поверхность. С той же целью в нефтеносный слой может закачиваться вода;
  • Насосный метод – нефть выкачивается из пласта мощными скважинными и погружными электронасосами;
  • Третичные способы добычи представляют собой применение различных приемов повышения давления в нефтесодержащем пласте: закачка нагретой воды; сжигание части нефти под землей и др.

Добыча сланцевой нефти оказывается еще более сложной технологически: приходится применять гидроразрывы и термический или химический разогрев нефтеносного слоя; и потому требует привлечения максимального для отрасли объема финансовых ресурсов.

Среди способов транспортировки нефти наибольшее распространение получили:

  • Перекачка по трубопроводам – самый дешевый и экологически чистый вариант;
  • Транспортировка по суше в автомобильных и железнодорожных цистернах;
  • Перевозка в танкерах по морским путям.

Себестоимость добычи и транспортировки нефти обычно составляют расходы продавца и не влияют на цену продажи, которая является одинаковой для большей части мирового рынка.

Продажная цена нефти в значительной степени унифицирована по сортам принятым за эталонные на рынках. Для Европы и в некоторой степени Азии это Brent. Для Америки – WTI. Страны Персидского залива имеют свой маркерный сорт Dubai Crude.

Список основных нефтедобывающих стран на 2017 год выглядел так:

СтранаДобыча (баррелей/день)
1Россия10.550.000
2Саудовская Аравия10.460.000
3США8.853.000
4Ирак4.452.000
5Иран4.068.000
6Китай3.981.000
7Канада3.679.000
8ОАЭ3.106.000
9Кувейт2.707.000
10Бразилия2.517.000

Большая часть добываемой нефти уходит на изготовления бензина и дизтоплива. Способы ее переработки разнообразны, сложны в деталях но, в общем сводятся к процессу перегонки, наглядно знакомому большинству наших сограждан на примере самогонного аппарата.

История добычи нефти в России в XVI–XXI веках

Дата публикации: 18.04.2015 2015-04-18

Статья просмотрена: 1359 раз

Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю., Виноградов Н. В. История добычи нефти в России в XVI–XXI веках // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/archive/88/17441/ (дата обращения: 25.02.2020).

Автором статьи доказывается целесообразность и важность изучения история появления нефти и нефтеперерабатывающих заводов в нашей стране, с точки зрения развития современной науки. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что изучение ошибок прошлого в добычи нефти и их анализ, позволяет избежать их повтора в настоящем и будущем, и подчеркивает важность применения нефти и производных нефтяных продуктов во многих сферах современной жизни. В работе рассматриваются условия, необходимые для добычи нефти в различных географических зонах России и представляется история возникновения нефтеперерабатывающих заводов в нашей стране, а также указываются возможные трудности, связанные с ее транспортировкой и хранением.

Ключевые слова:нефть, месторождение, новые технологии, качество, добыча нефти, нефтяная промышленность.

В данной работе описывается история появления нефти и нефтеперерабатывающих заводов в России. В России нефть, как природное ископаемое, впервые упоминается в 16 веке. Путешественники описали, как племена, живущие у берегов реки Ухта на севере Тимано-Печорском регионе, собирали нефть с поверхности реки и использовали ее для изготовления лекарственных препаратов, масла и смазки. Нефть, собранная в реке Ухта, впервые была привезена в Москву в 1597 году [1].

В 1745 году Федор Прудунов получил разрешение начать добычу нефти со дна реки Ухты. Прудунов также построил примитивный нефтеперерабатывающий завод и отправлял некоторые продукты в Москву и Санкт-Петербург.

Нефть также наблюдали многочисленные путешественники на Северном Кавказе. Местные жители даже собирали масло ведрами, черпая ее из скважин глубиной до пяти метров. В 1823 году братья Дубинины открыли завод в Моздоке по переработки нефти, собранной из соседнего Вознесенского месторождения [2].

Рождение нефтяной промышленности в России.

В Бакинском районе, было много крупных месторождений, где нефть относительно просто извлекалась, но транспортировка нефти на рынке была трудной и дорогостоящей.

Нобелевские братья и семья Ротшильдов играет ключевую роль в развитии нефтяной промышленности в г. Баку, который был частью Российской империи. Промышленность быстро развивается, и на рубеже века на долю России приходилось более 30 % мировой добычи нефти. Компания Shell Transport и Trading, которая позже стала частью Royal Dutch / Shell, начала свою деятельность с транспортировкой нефти, добываемой Ротшильдов, в Западной Европе [3].

Четыре года спустя, первая скважина была пробурена на берегу реки Ухта, а в 1876 году коммерческая добыча нефти началась в полуострова Челекен на территории современного Туркменистана. Быстрый рост добычи нефти сопровождался строительстве различных заводов по переработке сырой нефти, а также в открытии завода по производству нефти в регионе Ярославля в 1879 году и аналогичного завода в том же году в Нижнем Новгороде [4].

Революция 1917 и е трагические последствия оказали негативное влияние на добычу нефти в России, ситуация еще более ухудшилась с национализации нефтяных месторождений в 1920 году и братьями Нобель продали значительную часть своих российских активов компании Стандард ойл оф Нью-Джерси, который позже развился в компанию Exxon [5].

Standard Oil компания была против решения о национализации нефтяных месторождений и отказалась сотрудничать с новым советским правительством. Но другие компании, в том числе Стандард ойл оф Нью-Йорк, который позже превратился в компании Mobil, продолжил свою работу в России. Продолжается приток иностранного капитала и это помогло восстановить добычу нефти в России, а в 1923 году экспорт нефти вернулась к дореволюционному уровню.

Рост нефтяной промышленности СССР.

С 1950 производство на новых месторождениях было примерно 45 % от общего объема производства Советского Союза. Масштабные инвестиции в регионе быстро окупаются, что способствовало серьезному росту добычи нефти в СССР. Дополнительные тонн нефти для удовлетворения потребностей новых предприятий, которые были построены в период с 1930 по 1950 года. Омский завод был открыт в 1955 году и впоследствии стал одним из крупнейших заводов в мире.

В начале 1960-х годов, Советский Союз пришел на смену Венесуэлу, который считался вторым по величине производителем нефти в мире. Выпуск большого количества дешевой советской нефти на рынке заставила многих западных нефтяных компаний снизить цены на сырую нефть, добываемую на Ближнем Востоке, тем самым уменьшая платежи по недропользованию правительств на Ближнем Востоке.

В начале 1960-х годов первые запасы в Западной Сибири были изучены, и наиболее важным из которых был открыт в 1965 месторождение нефти — сверхгигант Самотлор с извлекаемыми запасами около 14 млрд. баррелей (2000000000 тонн) [6].

Западно-Сибирский нефтяной бассейн характеризуется особенно сложными природными и климатическими условиям для добычи нефти и огромной площадью, простирающейся от вечной мерзлоты за полярным кругом до непроходимых болот на юге. Но, несмотря на все эти трудности, Советский Союз был в состоянии увеличить производство в регионе с астрономической скоростью [7].

Снижение нефтяной промышленности СССР.

После достижения феноменального производства с полей Западно-Сибирского бассейна, советская нефтяная промышленность стала проявлять признаки упадка. Месторождения Западной Сибири были относительно дешевы, чтобы разработать и дали значительный прирост за счет их размера, а советские планировщики отдавали приоритет максимизации краткосрочной, а не долгосрочной добычи нефти.

Кроме того, очень немногие люди работали, чтобы повысить эффективность инвестиций в разработку и внедрение новых технологий. Проблемы стали появляться, связанные с производительностью, низкого давления коллектора и увеличения запасов необходимой воды.

В 1988 году Советский Союз вышел на новый уровень производства, а именно рекордные 11,4 млн. баррелей в сутки. В то время, страна была крупнейшим производителем нефти в мире с производственной мощностью существенно выше, чем в США и Саудовской Аравии. В том же году уровень добычи в Западной Сибири достигал 8,3 млн. баррелей в день.

Но с этого момента значительное снижение было невозможно избежать из-за устаревших технологий управления производством, несмотря на резкий рост инвестиций в основной капитал, Советский Союз не смог выдержать конкуренцию из зарубежных стран до начала 1990 года. Но потом производство стало восстанавливаться, но не было столь резким, как его первоначальный рост. Необходимо отметить, что уровень производства нефти в России неуклонно снижался на протяжении десятилетия и стал на уровне почти половины от начального пика [8].

Падение усугублялось экономическим кризисом, который охватил регион в период распада Советского Союза. Развал экономики вызвал резкое падение спроса на нефть в стране, и экспортного потенциала, который стал ограниченным, и поэтому компания была вынуждена продолжать продавать большую долю нефти на внутреннем рынке, часто некредитоспособным потребителей.

Финансовые трудности компании спровоцировали резкое снижение в новом исследовании, объемов бурения и даже объема капитального ремонта существующих скважин. В результате, такая ситуация приводит к дальнейшему снижению производства.

Итак, производство и зарождение нефтяной промышленности не было простым, что было связано со сменой политических режимов, экономическими спадами, неэффективным управлением, коррупцией, сговорами мировых нефтяных держав относительно объемов продаж и цен на нефть. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что перечисленные выше проблемы не утратили своей актуальности и по сей день.

1. Мартынов В. Н. Формирование нефтяной и газовой — кризис перепроизводства // Журнал Нефть России. — 2004 — № 8 — с. 20–24;

2. Коржубаев A. Г., Соколова И. А., Эдер Л. В. Анализ тенденций развития в сфере нефтяного комплекса России // Русская экономический журнал Экономика и организация. — 2009. — № 9. — с. 65–76;

3. Коржубаев A. Г., Соколова И. А., Эдер Л. В. Анализ тенденций развития в сфере нефтяного комплекса России // Русская экономический журнал Экономика и организация. — 2009. — № 10 — с. 85–103;

4. Конторович А. Е., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Нефтяной комплекс Стратегия развития // Русская экономический журнал Экономика и организация. — 2008. — № 7. — С. 69–80;

5. Пусенковa Н. С. Государство в нефтяной промышленности // Русский экономический журнал Экономика и организация. — 2010. — № 9 — с. 36–44.

6. Гутарева Н. Ю., Сыродой С. В., Соломатов В. В. Concentration organic components in the hydrocarbon fuel particles conditions and characteristic of ignition. EPJ Web of Conferences 76, 01018 (2014). — 01018 — p.6.

7. Гутарева Н. Ю., Сыродой С. В., Соломатов В. В. Modelling of heat and mass transfer to solve the problem of particle ignition water-coal fuel. EPJ Web of Conferences 76, 01018 (2014). — 01018 — p.6. IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 66 (2014) 012040

8. Гутарева Н. Ю., Сыродой С. В., Соломатов В. В. Effect of structural heterogeneity water-coal fuel conditions and characteristics of ignition. EPJ Web of Conferences Volume82, 2015. — 01037 — p.5. IOP Conf. Series: Thermophysical Basis of Energy Technologies 66 (2014) 012040.

Начало эксплуатации нефтяных месторождений в зоне Персидского залива

Начало эксплуатации нефтяных месторождений в зоне Персидского залива

Промышленная революция в Европе в XIX в. предопределила ход развития человеческой истории; обладание энергоресурсами стало рассматриваться в этом контексте как стратегически значимое. Между тем рост промышленного производства, усовершенствование технологий позволили во много раз увеличить эффективность труда и вызвали накопление избытка продукции. Естественно, что такое положение вещей вынуждало мировые европейские державы, и особенно Англию, проводить активную политику экономической экспансии и политического доминирования, основными целями которой был поиск источников сырья и захват рынков сбыта. Страны Северной Африки и Ближнего Востока оказались владельцами огромных запасов нефти и газа, что и определило их дальнейшую судьбу.

Персидский залив в этом отношении имел большое геополитическое значение, находясь на перекрестке торговых путей между Европой и Азией и являясь естественным ближневосточным плацдармом для проникновения в регион Среднего Востока и Индии.

Арабское общество, переживающее в этот период разложение родоплеменного строя, не могло адекватно противостоять экспансии лучше технически оснащенных западных супердержав. Вследствие суровых условий жизни, труднопереносимого климата и бедности региона мировые супердержавы не вмешивались в его внутренние дела до тех пор, пока не были разведаны первые нефтяные месторождения. Только тогда многие страны Запада осознали потенциальное значение нефти как альтернативного и гораздо более дешевого, чем уголь, энергоресурса и направили свои усилия на достижение контроля над ее месторождениями. Пользуясь слабостью и деградацией местных властей, крупные западные концессионеры без труда добивались предоставления им беспрецедентных прав на разработку, добычу и эксплуатацию энергетических запасов региона Персидского залива. Значительную роль в закабалении обладающих значительными энергоресурсами стран и превращении их в полуколонии сыграли иностранные концессии.

Как известно, в Ираке нефть была обнаружена еще в 1871 г. Хотя английское влияние в османской провинции Месопотамия было доминирующим, именно немцы первыми проявили интерес к разработке нефтяных месторождений в этом регионе. В 1904 г. они получили концессию на разработку и использование более 20 км территории по обе стороны железнодорожных путей, проект, который позднее был реализован в виде стратегической железной дороги Берлин-Багдад.

В результате была сформирована African and Eastern Concession с базовым капиталом в 80 000 ?. 35 % акций были переданы Национальному банку Турции и по 25 % немецкому Deutsche Bank и королевской голландской компании Shell. В 1912 г. компания была переименована в Турецкую нефтяную компанию (Turkish Petroleum Company – ТРС).

В Иране промышленная добыча нефти началась с весны 1908 г., когда благодаря усилиям специалистов из Concessions Syndicate Ltd. в районе Месджеде-Солеймание (впоследствии Майдане-Нафтун) из скважины глубиной около 340 м забил нефтяной фонтан. В Лондоне 14 апреля 1909 г. для эксплуатации нефтяных месторождений в концессионной зоне была учреждена Англо-Персидская нефтяная компания (АПНК). Ее первоначальный капитал был равен 2 млн ?, большая часть которого составляла долю Burma Oil Company. АПНК скупила все акции ранее действовавших в Иране английских компаний и стала единоличным обладателем концессионных прав.

К началу Первой мировой войны регион стал ареной ожесточенного противостояния между англичанами, американцами и русскими. Иранский меджлис последовательно передавал, а затем аннулировал концессионные права на разработку северных нефтяных месторождений каждой из сторон. Наконец, в ноябре 1922 г. персидское правительство предоставило американской компании Standard Oil of New Jersey не подлежащую переуступке концессию на разведку и эксплуатацию нефти в пяти северных провинциях сроком на 50 лет. Предоставление концессии американскому концерну объяснялось прежде всего репутацией США как страны, жестко критикующей колонизационную политику. Одновременно с персидской стороны это был шаг в сторону ослабления британского доминирования. Долгая дипломатическая борьба британского правительства, последовавшая за этим, показала, однако, всю нестабильность расстановки экономических и политических сил в регионе. Американцы потратили более 30 лет на то, чтобы наконец занять устойчивое положение в нефтяной индустрии Персии в начале 1950-х гг. Тем временем, пока велась борьба между американским и британским правительствами, бизнесмены объединились для устранения существующих разногласий.

Однако попытки создания совместной англо-американской компании трижды терпели неудачу пока в 1954 г. успех наконец не был достигнут. Руководители Standard Oil of New Jersey осознали, что нефтяная концессия без права транспортировки нефти остается лишь формальным соглашением. Чтобы достигнуть рынков сбыта нефть североперсидских провинций должна была быть сначала транспортирована либо дальше, на север, к черноморским портам по территории Советского Союза, либо на юг, к Персидскому заливу, через территории британского домена. Естественно, не было никакого смысла в перекачке нефти на север, и, следовательно, у Standard Oil of New Jersey не было другого выбора, кроме транспортировки нефти через территории британского протектората.

Между тем в Ираке англичане, недовольные недостаточным для контроля пакетом акций в Турецкой национальной компании и игнорированием при обсуждении ее политики опыта Англо-Персидской нефтяной компании, инициировали встречу между представителями британской и немецкой сторон в марте 1914 г. Результатом этой встречи стало подписание Соглашения Министерства иностранных дел (Foreign Office Agreement), по которому Англо-Персидская нефтяная компания получала 50 % акций Турецкой нефтяной компании. Базовый капитал ТНК повысился до 160 000 ?.

Последовавшая за этим Первая мировая война внесла новые коррективы в расстановку сил. Как известно, война закончилась победой союзников, и на Мирной конференции Великобританией и Францией был поставлен вопрос о разделе арабских территорий. Логика территориального раздела была во многом связана с нефтяным вопросом, и в ходе встречи государства-победители вступили в продолжительные дебаты по поводу того, мандат над какой из ближневосточных стран достанется каждому из них. Тем не менее Франция и Великобритания наконец достигли соглашения в апреле 1920 г. в Сан-Ремо. В соответствии с этим соглашением Великобритания получала мандат на управление Месопотамией, Палестиной и Трансиорданией. Сирия, включая территорию современного Ливана, становилась подмандатной Франции. Поскольку единственный путь транспортировки месопотамской нефти в Средиземное море пролегал по территории Сирии, Франция, в соответствии с решением лорда Керзона, получала часть немецких акций в Турецкой нефтяной компании. Великобритании принадлежало 50 % акций компании, в то время как доля Королевской Голландской компании Shell была сокращена до 25 %. Результатом этого соглашения стало немедленное восстание арабов, вынудившее англичан обещать им независимость и объединение в качестве компенсации за поддержку союзников. Американцы тем временем опротестовали соглашение, заключенное в Сан-Ремо. Их беспокоило уменьшение внутренних поставок нефти и контроль иностранных нефтяных запасов англо-французским альянсом – как они считали, это могло повредить американским интересам. Претензии американской стороны увенчались успехом – в 1921 г. представители семи американских нефтяных компаний были приглашены на встречу с секретарем Министерства коммерции Гербертом Хувером для обсуждения нефтяных перспектив в Месопотамии. Давление американского Госдепартамента вынудило англичан согласиться на допуск американских компаний к деятельности на территории своего домена в Персидском заливе, что привело к формированию Корпорации развития Ближнего Востока (Near East Development Corporation), в которую вошли: Standard Oil Company (New Jersey), 25 %; Standard Oil Company of New York (Socony Vacuum), 25 %; Gulf Oil Corporation of Pennsylvania, 16-2/3 %; The Atlantic Refining Company, 16-2/3 % и Pan-American Petroleum, 16-2/3 %. Из пяти американских компаний, допущенных к месопотамским месторождениям, три были поглощены оставшимися двумя – Standard Oil Company (New Jersey) и Socony Vacuum Oil Company, Inc. Одновременно с этим The Turkish Petroleum Company (TPC) поменяла свое название в 1929 г. на Iraq Petroleum Company, Limited (IPC). В результате в июле 1928 г. было подписано новое соглашение, названное впоследствии соглашением Красной линии (Red Line Agreement) и включавшее в зону своего действия весь Аравийский полуостров (за исключением, как ни странно, британского протектората Кувейт) и весь Средний Восток. Соглашение Красной линии также заимствовало чрезвычайно важный пункт из оригинального Соглашения Министерства иностранных дел, смысл которого сводился к тому, что ни одна из сторон не имеет права вести операции или пользоваться преимуществами концессионного договора без участия остальных сторон. Картельный тип устройства был окончательно подтвержден юридически закрепленным Госдепартаментом участием американских компаний в этом соглашении.

В период между 1914 и 1928 гг. география богатейших нефтяных месторождений была определена главным образом на территории Ирана и Ирака. В конце 1930-х гг. состоялось открытие гигантских месторождений в Саудовской Аравии. Но для американских компаний – участниц соглашения Красной линии – инвестиции в Саудовскую Аравию (уже предоставившую концессию компании Standard Oil of California, которая в 1936 г. привлекла к разработкам на правах партнера компанию Texaco) означали бы допуск англичан, французов и голландцев к участию в исключительно американской концессии. В 1940 г. компания Standard Oil of New Jersey предложила своим партнерам пересмотреть условия соглашения Красной линии. Последние предложение отклонили, но компания Standard Oil of New Jersey заняла непримиримую позицию. Она использовала справедливый с юридической точки зрения аргумент: поскольку немецкие войска оккупировали Францию во Второй мировой войне, французская сторона потеряла свою легитимность, и потому весь комплекс ограничительных мер соглашения становится недействительным. Тяжба и связанные с ней переговоры продолжались одновременно с тем, что компании Standard Oil of New Jersey и Socony, члены соглашения Красной линии, начали обсуждать вопрос о возможности их участия в деятельности компаний Standard Oil of California и Texaco, обладателей концессии на разработку месторождений в Саудовской Аравии. В марте 1947 г. компании Standard Oil of New Jersey и Socony получили по 30 % и 10 % акций соответственно Арабо-Американской нефтяной компании (Arabian American Oil Company – Aramco) Саудовской Аравии. Французская сторона предъявила иск американским компаниям. Однако, прежде чем начался непосредственный процесс судопроизводства, французам было предложено забрать большую, нежели их собственная, долю участия в Iraq Petroleum Company, Limited (IPC) за признание окончания действия условий соглашения Красной линии. Впоследствии французская сторона приняла предложение, и в 1948 г. Соглашение Красной линии потеряло свою силу.

Тем не менее, прежде чем потерять свою силу, Соглашение Красной Линии и особенно злополучный пункт о совместном участии доставили массу сложностей и вызвали серию политических маневров со стороны английских компаний в зоне южной части Персидского залива. Благодаря действию ограничительного пункта англичане потеряли эксклюзивное право на разработку нефтяных месторождений даже на территории собственных доменов – Бахрейна и Кувейта. С другой стороны, открытие нефти на Бахрейне в 1932 г. и обеспеченное Госдепартаментом проникновение американских нефтяных компаний в зону чисто британского влияния предоставили возможность некоторым американским компаниям получить концессию в соседней Аравии.

Неудачи Британского Иностранного Офиса на Бахрейне вынудили его проводить в отношении американцев в Кувейте значительно более жесткую политику. Американский концерн Gulf Oil Corporation вышел из соглашения Красной линии, продав свои активы Iraq Petroleum Company, одной из американских компаний – члену Near East Development Corporation. He связанный теперь ограничительными мерами соглашения Красной линии концерн Gulf Oil попытался в 1929 г. приобрести нефтяную концессию в Кувейте. Попытки проникновения концерна Gulf Oil в нефтяные разработки на территории Кувейта были блокированы Британским Колониальным Офисом, который настаивал на действии «национального пункта». Госдепартамент продолжал настаивать на предоставлении американским компаниям равных возможностей, тем не менее потребовалось 4 года, чтобы добиться согласия английской стороны на американское участие в разработке нефтяных ресурсов Кувейта. Зимой 1933 г. представители обеих компаний встретились для обсуждения возникших между ними разногласий и основали Kuwait Oil Company Ltd., британский концерн, который 23 декабря 1934 г. получил концессию на право разработки нефтяных месторождений на территории континентального Кувейта, принадлежащих ему островов и в территориальных водах сроком на 75 лет. В мае 1938 г. был открыт самый большой из известных в мире нефтяной бассейн – Бурганское месторождение.

Саудовская Аравия оказалась среди выделенных соглашением Красной линии стран. Тем не менее король Саудовской Аравии «испытывал острейшую неприязнь к англичанам» и потому в вопросе выбора стороны для предоставления концессионных прав не проявил интереса к предложениям английских компаний. Новости об открытии нефтяного месторождения в Кувейте вскоре пробудили повышенный интерес на материке. В 1933 г. оба предприятия – Standard Oil of California (американская компания) и Iraq Petroleum Company (британский концерн) – начали переговоры с властями Саудовской Аравии по предоставлению нефтяной концессии. Концессия сроком на 60 лет, предоставляющая эксклюзивные права на разработку нефти в провинции ал-Хаса, площадь которой составляла 360 000 квадратных миль – одна из самых щедрых концессий когда-либо предоставленных за всю историю нефтяного бизнеса – была предоставлена американской компании. В 1936 г. нефтяное месторождение было обнаружено в бассейне Даммана, разработка которого в коммерческих масштабах началась в 1938 г. В декабре 1936 г. Texas Oil Company, ободренная открытием богатейших залежей нефти в Саудовской Аравии, приобрела 50 % активов Standard Oil of California, занимающейся разработками в Саудовской Аравии. Слияние двух компаний позволило новой корпорации, известной как Saudi Arabian American Oil Company (Aramco) усилить свой контроль над добычей нефти в королевстве.

В 1947 г. Арамко согласилась на присоединение руководителей компаний Standard Oil of New Jersey и Socony Vacuum к числу основных держателей акций концерна. В соответствии с этим Standard Oil of New Jersey и Socony Vacuum приобрели 30 % и 10 % акций Арамко соответственно. Таким образом, эти две американские компании, бывшие в свое время в числе членов соглашения Красной линии, автоматически приобретали концессионные права на территорию, обведенную на приложенной к Соглашению карте красной ручкой. Такое объединение позволило американцам получить беспрецедентный контроль над нефтяными богатствами Саудовской Аравии.

Англичане предприняли решительные действия для блокирования этого американского тактического хода. В 1935 г. Англо-Иранская нефтяная компания (бывшая АПНК) добилась предоставления ей концессионных прав сроком на 75 лет, действующих на всей территории шейхства Катар. По условиям подписанных соглашений, Катар в это время находился под полным британским контролем и также являлся частью зоны действия соглашения Красной линии. По этой причине Англо-Иранская нефтяная компания передала полученные концессионные права концерну Iraq Petroleum, основателю соглашения Красной линии, который практически в том же объеме сохранил свои полномочия вплоть до наших дней.

Гораздо более важным моментом в достижении равного участия и одинаковой вовлеченности всех мировых держав стали действия, предпринятые АИНК для приобретения концессий практически во всех странах, включенных в соглашение Красной линии. В период между 1933 и 1945 гг., Англо-Иранская нефтяная компания добилась лицензионных и концессионных прав в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, Западной Саудовской Аравии, Йемене, Аденском протекторате, Омане и на Побережье Перемирия. Основная их часть оказалась бесперспективной в плане нефтяных амбиций, за исключением Омана и Побережья Перемирия, нефтяные ресурсы которых были разведаны в конце 1950-х гг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:  С чего начать эмиграцию, правильные шаги для успешного переезда
Ссылка на основную публикацию