Незаконная иммиграция, плюсы и минусы

Нелегальная миграция в мире в 2019 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

Сама по себе миграция – явление крайне важное для геополитической картины мира. Благодаря переселению народов заселились континенты и появились религии. Люди, обладающие здоровым духом авантюризма, меняют среду обитания и меняют мир. Конечно, сегодня мы говорим о миграции, которая происходит согласно букве закона. Ведь каждая из стран уже давно выработала свод законов в области миграционной политики. Однако нелегальная миграция в последние пять лет приобрела масштабы стихийного бедствия. Многие страны страдают от наплыва незаконных мигрантов. О причинах и последствиях незаконного переселения читайте в нашей статье.

Что такое нелегальная миграция?

В мире давно сложилась общая геополитическая карта. В последние 50 лет она претерпевает лишь незначительные изменения. Каждая из 200 стран мира выработала свою миграционную политику, которая зафиксирована в виде законов. Нелегальная миграция представляет собой переселение с нарушением миграционных законов. Нарушение любого законодательного принципа миграции является прямым нарушением закона, а именно:

  • пересечение иностранных государственных границ без разрешения или по поддельным документам;
  • физическое нахождение на территории иностранного государства без документов, удостоверяющих личность или с фальшивыми документами;
  • проживание и работа на территории иностранного государства без разрешения, после окончания визы.

Причины для нелегальной миграции

Во все времена причинами для переселения, в том числе и вынужденного, были два чувства: необходимость в защищённости и поиски лучших экономических условий.

Потребность в защищённости может проявляться в следующем:

  • бегство из страны из-за проблем с законом на родине;
  • бегство от военных действий, разрушительных стихийных бедствий, угрозы жизни, преследований на религиозной, расовой и другой почве.

Экономические причины сводятся лишь к одному — в чужой стране есть неплохие шансы на получение дохода. Нелегальные мигранты настоящего времени стремятся в другие страны в надежде обрести некоторую профессиональную востребованность, способную увеличить заработки. При этом многие понимают, что они будут находиться на нелегальном положении: их зарплаты будут нестабильными и более низкими, чем у легальных работников. Нередко нелегалы, закрепившиеся в иностранном государстве, «подтягивают» к себе родственников и знакомых.

Последствия нелегальной миграции

Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:

  • ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
  • невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
  • социальная незащищённость и бесправность;
  • риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
  • разрушение семей из-за удалённости;
  • невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
  • депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.

Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:

  • неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
  • недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
  • увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
  • увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
  • перенаселение некоторых районов;
  • увеличение преступности и терроризма;
  • рост недовольства коренного населения.

Нелегальная миграция в России

По разным экспертным оценкам в 2019 году в России находятся от 8 до 10 миллионов незаконных мигрантов. Большинство из них прибыли из стран Средней Азии, Украины и кавказских республик. Нелегалы, как правило, занимаются неквалифицированным трудом. При этом создаются низкие стандарты оплаты труда: в 1,5-2 раза ниже, чем для легального работника, без какой-либо правовой защиты. Каждый нелегал вынужден опасаться проверки документов, а также рейдов полиции и миграционной службы. Российское законодательство предполагает, что нелегал должен быть оштрафован и выдворен за пределы нашего государства. Также предполагается запрет на въезд в страну.

Приток мигрантов

Основными причинами миграции в Россию можно назвать: огромные территории страны, постоянную потребность в рабочих руках и нежелание граждан страны работать на неквалифицированных работах. Одновременно с этим существует масса российских нанимателей, которые готовы брать на работу гастарбайтеров. Соответственно, они экономят на налогах и обязательных сборах. Таким образом, иммигранты знают, что в российской экономике есть значительная прореха и готовы её заполнить. Общую ситуацию усугубляет несовершенство законодательной базы и неорганизованная работа миграционной службы России.

Пути проникновения мигрантов в Россию

Некоторые гастарбайтеры пересекают российские границы в неохраняемых участках, однако основная масса будущих нелегалов в Россию прибывают на законных основаниях. Так как с большинством стран СНГ Россия поддерживает безвизовый режим, многие приезжают в нашу страну легально. Но по истечении 90 дней безвизового режима многие гости России превращаются в незаконных жителей. Часть нелегалов пересекают российские границы при помощи специальных организаторов, которые курируют данный сегмент теневой экономики. Они обеспечивают будущих нелегалов поддельными документами и проводят их через работающий таможенный пункт. В большинстве случае можно говорить о взяточничестве таможенников. Некоторые организаторы, находясь в сговоре с работодателями, трудоустраивают нелегалов на низкооплачиваемые работы (сельское хозяйство, строительство, сфера услуг). В результате въезд в страну и трудоустройство будут оплачены из кармана нелегала.

Ответственность за нелегальную миграцию

Российские правовые нормы ответственности предусмотрены для самого нелегала и для круга лиц, которые помогали ему в ассимиляции. Самые суровые меры наказания могут ожидать организаторов преступной группы, занимающейся перевозкой нелегалов. Так, например, организаторам массового незаконного пересечения российских границ грозит от 5 до 7 лет лишения свободы. Люди, которые взяли на себя ответственность за фиктивную регистрацию нелегала, могут получить до 3 лет лишения свободы и штрафы до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц применяются штрафы до ½ млн. рублей, лишение свободы и запрет занимать рабочие посты в течение 3 лет. Работодатель нелегала рискует получить штраф до ½ млн. рублей и административное наказание должностного лица в виде штрафа 40-50 тысяч рублей. На самого нелегала возлагаются следующие виды наказания: штраф до 5 тысяч рублей, депортация и запрет на въезд в Россию от 3 до 10 лет (в зависимости от срока нелегального пребывания в стране).

Процедура депортации

Организатором депортации нелегалов выступает российская миграционная служба. Срок исполнения решения – 5 дней. Иностранный гражданин обязан добровольно и за свой счёт покинуть Россию. Решение можно обжаловать в течение 90 суток со дня вынесения решения.

В том случае, если иностранец уклоняется от добровольного исполнения решения о депортации, то начинаются его поиски сотрудниками ФМС. Нелегал будет взят под охрану и помещен в специальное помещение. Ему будет обеспечено питание, медицинская помощь и необходимые бытовые условия. ФМС обеспечит доставку с конвоем на границу. Там сотрудники миграционной службы проставят штамп в паспорте о запрете въезда в РФ и принудительно переведут через границу. Таким образом выглядит депортация. Расходы на принудительную депортацию возлагаются на нелегала, его родственников, работодателя (если было приглашение, но срок визы прошёл), посольство страны эмигранта или правительство России (что бывает крайне часто).

Куда подать жалобу на нелегального мигранта?

Чтобы заявить о проживании или месте работы нелегалов, нужно написать заявление в миграционную службу или МВД. При этом заявление может быть от одного человека или группы лиц. Также можно подать жалобу без подписи (анонимно). Однако при подаче заявления к сотруднику правоохранительных органов или ФМС нужно прийти с паспортом. В жалобе нужно изложить суть дела, по возможности написать контакты (имена) нелегальных мигрантов. Органы правопорядка обязаны провести проверку в течение недели.

Нелегальная миграция в других странах

Все наслышаны о миграционном кризисе в Европе. Огромный поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока заполонил европейский континент. Беженцы также являются нелегальными мигрантами, однако мировые законодательные принципы выделяют беженцев как отдельную категорию граждан. Но классическое беженство от войн и разрушительных стихийных бедствий предполагает, что человек убегает из своей страны в любую ближайшую страну, готовую его принять. Он не занимается выбором страны и не передвигается по странам в поисках лучшей жизни. Он согласен на кров и мир. Журналистские расследования утверждают, что массовая миграция в Европу – это хорошо спланированное мероприятие, которое спонсируется заинтересованными лицами. Мигранты-нелегалы, бегущие в Европу, в преобладающем большинстве необразованные и абсолютно неграмотные люди, которые не умеют и не собираются работать. Если говорить о трудовой миграции и трудовых нелегалах, то самые массовые переселения наблюдаются в США и Китай.

Канада

Канаду называют страной иммигрантов, так как треть населения – это приезжие. Однако это не означает, что в этой стране преобладают нелегальные мигранты. Канадские власти вовремя оценили степень угрозы от массового вторжения нелегалов и псевдобеженцев, поэтому ввели визовые режимы практически со всеми странами третьего мира. Существенные изменения в миграционную политику Канады были внесены в период с 2008 по 2010 год. Теперь в стране наблюдается примерно 100-200 тысяч нелегалов, которые не могут нанести экономический урон стране. Преобладающее большинство нелегалов прибывают из США (между странами общая граница и безвизовый режим), а также из Филиппин (между странами принято соглашение о безвизовом транзите). На третьем месте среди нелегалов израильтяне.

Соединённые Штаты Америки не понаслышке знают, что такое незаконная миграция. Уже многие годы американское государство борется с массовой миграцией из Мексики и стран Латинской Америки. По различным аналитическим данным количество нелегалов в стране в 2019 году может колебаться от 13 до 40 млн. человек. При этом 2/3 нелегалов проживают в США более 10 лет.

Для незаконных переселенцев существует два основных пути:

  • приехать в США по визе и остаться после окончания её срока;
  • пересечение американских границ через неохраняемые участки.

Финляндия

Чаще всего нелегалы занимаются в Финляндии сбором лесных ягод и грибов. По финскому трудовому законодательству такой вид деятельности не считается трудовой занятостью. При этом предполагается, что человек занимается сбором ягод в качестве хобби и сдаёт урожай государственному специализированному учреждению. А так как Финляндия на 80 % покрыта лесами, количество нелегалов исчисляется десятками тысяч. На подобную нелегальную работу попадают несколькими способами:

  1. Попадают в трудовое рабство (посредник оформляет гостевую или туристическую визу, помогает пересечь границу, а потом отбирает паспорта).
  2. Добровольное решение работать по повышенной ставке, но без официального трудоустройства. В этом случае трудовой эмигрант имеет разрешительный документ и находится в стране на законных основания (в течение срока действия визы и на незаконных основаниях, если останется после просрочки визы).

Китай

По последним данным в Китае находится не менее 50 млн. незаконных мигрантов, включая примерно 1/3 млн. русских, украинцев и белорусов. Это настоящий феномен, учитывая тот факт, что в течение 20 лет именно китайцы нелегально стремились в Европу, Россию и Соединённые Штаты Америки. Они проникали в иностранные государства на кораблях с двойным дном и в фурах с овощами. Но мир изменился, и китайская экономика расцвела. Теперь Китай стал привлекательным для жителей более бедных стран. В Поднебесной стало очень много нелегалов из Африки. Со временем китайское правительство сильно ужесточило порядок получения визы и физически ограничило проникновение в страну. Строятся стены с колючей проволокой, по линии границы устанавливаются электронные датчики. Кроме того, в Китае стала работать программа «Охотники за головами»: китайцы, которые помогают в поимке нелегалов, получают денежное вознаграждение (100 юаней) и горячие линии разрываются от количества звонков. Полиция КНР регулярно проводит акции «100 дней разгона нелегалов», когда зачистке подвергаются целые кварталы. В прошлом году из Китая депортировали 200 тысяч нелегалов из США и Англии. В основном это преподаватели английского языка, которые приехали в страну как туристы, но остались работать в частных китайских школах «на птичьих правах». Руководство страны ужесточает наказание для тех лиц, которые помогают нелегалов.

Япония

В стране Восходящего Солнца практически нет нелегалов. В начале 2019 года японское Министерство Юстиции опубликовало официальные данные о нелегалах. Оказалось, что в Японии насчитали всего чуть более 74 тысяч нелегально проживающих граждан из общего количества населения (126 млн человек). При этом показатели ужаснули японцев, так как превысили предыдущие цифры на 11,5 %. Преобладающее большинство нелегалов приехало из Кореи, Вьетнама и Китая (примерно 45-46 % от общего количества), остальные из Таиланда, Филиппин, Индонезии, Сингапура и Малайзии. Примерно 1,5 % нелегалов неазиатской внешности. Мусульман-нелегалов в стране нет. Это связано с тем, что официальная Япония считает мусульманство экстремистской религией. В связи с опубликованными данными в Японии стали чаще проверять паспорта. Нелегалов ждёт незамедлительная депортация и пожизненный запрет на въезд в Японию.

Заключение

Нелегальная миграция – это распространённое мировое явление. Оно связано с изменением экономической карты мира: как только страна начинает развиваться и процветать, к ней появляется интерес жителей более бедных стран. Это явление вносит существенный дисбаланс в экономику принимающей страны и способно превратиться в миграционный кризис.

Как показывает практика, лучшим способом борьбы с нелегалами является ужесточение контроля на границах (применение современных технологий) в сочетании с усиленным контролем внутри страны (с привлечением населения). Однако «волшебного рецепта» от миграции нелегалов пока нет.

Нелегальная иммиграция в США — плюсы и минусы для Америки

Для американской системы национальной безопасности, вопросы о нелегальной иммиграции составляют достаточно серьезную проблему. Такой фактор в нелегальной иммиграции приобрел в общей мере угрожающие формы, которые свидетельствуют о фактической утрате контроля над иммигрантами со стороны правительства США, а так же над участками государственной границы США, в частности американско-мексиканской.

В США много защитников нелегальных иммигрантов, особенно среди демократов

Читайте также:  Бизнес в других странах, как открыть и работать

Имея данные американского Центра иммиграционных исследований (Center for Immigration Studies),можно судить, что на конец 2008 года на территории США проживало примерно 12,5 миллионов нелегальных иммигрантов, из которых половину составляли выходцы из Мексики. Приведем пример для сравнения: в 1996 году в Штатах проживало около 5 миллионов нелегальных иммигрантов, а в 2000 году — примерно 8,5 миллионов. Затем, в таблице, поставщиков нелегальных иммигрантов по количеству идут Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Филлипины, Индия, Бразилия, а затем только Китай.

Согласно тому же Центру, с каждым годом количество нелегальных иммигрантов растет более, чем на пол миллиона. В то же время, оценки Службы иммиграции и натурализации США (Immigration and Naturalization Service), которые были обнародованы в 2012 году, говорят о том, что в течение года из Штатов в свои страны вернулось примерно 165000 нелегальных иммигрантов, 50 тысяч человек было депортировано, а 25000 нелегалов просто умерли или погибли, находясь в США.

На сегодняшний день, большинство американских экспертов-консерваторов согласны с тем, что если уменьшить количество нелегальных иммигрантов — путём усиления границы, или же путем увеличить количество депортированных за пределы США нелегальных иммигрантов — это может в большей степени положительно сказаться на экономическом развитии Соединенных Штатов. Это так же случится, прежде всего, потому, что нелегальные иммигранты, если их сравнить с квалифицированной легальной рабочей силой, имеют очень маленькую заработную плату (low income),которая дает маленькие поступления в бюджет. Так же кроме этого, легализация нелегальных иммигрантов может привести к тому, что государство получит дополнительные расходы, так как бывшие нелегальные иммигранты смогут получить достаточно широкий доступ к разному роду правительственных программ поддержки, которые предусмотренные для наиболее необеспеченных слоев населения.

В тоже время много противников нелегальных иммигрантов

Эксперты-либералы отмечают, так же, что иммиграция осуществляет определенное стимулирующее влияние на развитие экономики, ведь каждый иммигрант, будучи с легальным или нелегальным статусом, расходует средства на различного рода услуги, проживание, питание, уплата налогов, платы за обучение детей в школах, университетах и тому подобное, способствуя при этом развитию различных секторов экономики страны.

Кроме того, фактор иммиграции позволяет более эффективно использовать природные ресурсы, земли, капитал. Исследования в этой области, показали, что в своем большинстве, иммигранты просят за свои услуги, сравнительно меньшую плату, а это, позволяет американцу сэкономить значительные средства в сфере обслуживания, сервиса, быстрого питания. Политика США в иммиграционной сфере, в значительной степени базируется на «Акте об иммиграционной реформе контроле» (Immigration Reform and Control Act), его приняли в 1986 году. Он в американское иммиграционное законодательство ввел новые понятия, например:

— запрет приема на работу нелегальных иммигрантов;

— проверка американских работодателей относительно наличия нелегальных иммигрантов;

— целесообразность в увеличении служб охраны государственной границы США.

Этот Акт позволил легализовать статус около 2,7 миллионов нелегальных иммигрантов, в своей основе преимущественно имея мексиканское происхождение, которые на территории США были еще до 1982 года и работали в сфере сельского хозяйства.

Задержание нелегала на мексиканской границе

Чрезвычайно низким, является тот процент людей, которые имеют среднее или высшее образование. Среди нелегальных иммигрантов, это значит, что они не имеют возможность быть привлеченными к эффективному развитию более важных секторов американской экономики.

Согласно мнению группы «Geostrategy» принципиально другой является ситуация с легальными иммигрантами. За исключением иммигрантов с типом визы Н-2 (сезонные работники), около 30% иммигрантов с визами типа Н- 1В имеют дипломы об окончании колледжей, а 38% — университетские дипломы или даже ученую степень.

Иммигранты, прибывшие на территорию США по семейным мотивам, имеют в основном низкую степень образования и, соответственно, ищут работу в сфере услуг и других сферах, которые не требуют высокой квалификации.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИММИГРАЦИИ

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИММИГРАЦИИ

Оценки экономических последствий иммиграции достаточно противоречивы. Экономическая «отдача» иммигрантов второй волны уменьшается – во многом вследствие снижения их среднего квалификационного уровня. Это тормозит рост заработной платы и создает серьезную нагрузку на рынок труда, финансовые системы и социальные службы ведущих по количеству иммигрантов штатов.

Оценки экономических последствий иммиграции достаточно противоречивы. Экономическая «отдача» иммигрантов второй волны уменьшается – во многом вследствие снижения их среднего квалификационного уровня. Это тормозит рост заработной платы и создает серьезную нагрузку на рынок труда, финансовые системы и социальные службы ведущих по количеству иммигрантов штатов.

Начало статьи «Миграционная политика США»

И все же в долгосрочной перспективе иммиграция продолжит играть очень важную роль и как фактор роста населения, и как стимулятор экономической активности. Она обеспечивает подпитку экономики и низкооплачиваемой рабочей силой, и высококвалифицированными специалистами (а это и значительная экономия средств на их подготовку). Например, в 1998 году инженеры китайского и индийского происхождения контролировали приблизительно четверть высокотехнологичных бизнесов в калифорнийской Силиконовой долине с годовым объемом продаж в $17,8 млрд.

В целом можно выделить три основных фактора, в первую очередь определяющие важность иммиграции:
* приток высококвалифицированных специалистов, облегчающий нагрузку на образовательную систему Соединенных Штатов и снижающий затраты на их подготовку;
* приток малоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы, обеспечивающий заполнение непривлекательных для американцев рабочих мест и позволяющий снизить производственные издержки и цены, особенно в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг;
* широкомасштабная подготовка иностранных студентов в американских вузах, позволяющая осуществить отбор лучших кадров для предоставления им работы и местожительства в США и стимулировать формирование носителей новой политической культуры и идеологии среди тех, кто затем вернется домой.

Последний аспект иммиграции особенно важен, поскольку она обеспечивает расширение американского политического, экономического и культурного влияния в странах эмиграции.

Иммиграция важна также с точки зрения изменения демографической структуры населения. В частности, американское население заметно стареет, хотя и не столь быстро, как это происходит в Европе и России. Ожидается, что доля лиц в возрасте старше 65 лет, составлявшая в 1990 году 12%, к 2030-му может возрасти до 22%.

Нельзя упускать из вида и то обстоятельство, что иммиграция из Латинской Америки способствует экономической стабилизации в государствах южнее Соединенных Штатов. Она снижает давление на рынок труда в этих странах и обеспечивает поток денежных переводов – примерно $45 млрд ежегодно. В Мексике, например, около 18% населения получают переводы из США.

Новые задачи миграционной политики

Несмотря на многие положительные аспекты иммиграции, она вызывает все больше противоречий в американском обществе. К началу нынешнего столетия число нелегальных мигрантов в Соединенных Штатах составляло – в зависимости от методологии подсчета и политических пристрастий авторов оценок – от 5 до 20 млн человек (наиболее часто называется цифра в 11-12 млн).

40% нелегалов находятся в Калифорнии (большинство из них прибывает через общую границу из Мексики), где данный вопрос вызывает ожесточенные споры и серьезные политические разногласия. Как ожидается, доля белых здесь составит меньше половины населения уже в течение текущего десятилетия. Следом по количеству нелегалов идут Техас, Нью-Йорк и Флорида. В целом более трех четвертей иммигрантов сосредоточены в шести американских штатах, а более половины – лишь в восьми урбанизированных зонах, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Хьюстоне, Бостоне и Майами.

При этом многие регионы имеют определенную этническую «специализацию». Так, Лос-Анджелес стал основным пунктом назначения для выходцев из Мексики и Азии, Майами – для кубинцев и некоторых других мигрантов из Латинской Америки. Одновременно наблюдается широкомасштабный отток коренного (особенно белого) населения из городских центров, приводящий к быстрому изменению расового, этнического и культурного облика ведущих городов Америки. В вышеперечисленных городских центрах на десять мигрантов приходится девять коренных жителей, которые отправляются в другие города и пригородные зоны. Среди крупных городов, куда еще продолжается приток белого населения, – Сан-Диего, Тампа, Сент-Питерсберг, Сиэтл, Феникс, Атланта и Лас-Вегас.

В целом же одним из очевидных последствий иммиграции является нарастающее разделение страны на космополитичные береговые, пограничные районы и крупные города, с одной стороны, и более традиционную «глубинку» – с другой. Хотя и туда приток переселенцев тоже усиливается: в течение 1980-2000 годов численность испаноязычного населения приблизительно 30 штатов выросла более чем на 200%.

Особую проблему составляет сегодня трудовая иммиграция, как легальная, так и нелегальная. Согласно оценкам, почти половина нелегалов въехала в страну законно по туристическим, студенческим и даже рабочим визам. Они относительно легко находят низкооплачиваемую и малоквалифицированную работу и в городе, и в сельской местности (скажем, как сезонные сельскохозяйственные либо строительные рабочие). И хотя предприниматели, работающие в этих сферах, заинтересованы в притоке подобных иммигрантов, многие американцы, в том числе и представители бизнеса, выступают категорически против. Почти половина населения поддерживает меры, направленные на ограничение иммиграции.

Соответственно оппозиция как нелегальной, так нередко и легальной иммиграции растет на обоих концах политического спектра и имеет социально-экономическую, а также этнополитическую подоплеку. В рядах левой оппозиции роль профсоюзов особенно заметна в тех отраслях, работники которых испытывают конкуренцию иммигрантов, готовых на низкооплачиваемую работу без каких-либо социальных гарантий. Действительно, иммиграция не только обостряет конкуренцию на рынке труда, но и тормозит рост оплаты труда малоквалифицированных работников (которая за последние годы или вообще не выросла, или даже несколько снизилась с учетом покупательной способности).

В дополнение к этому широкомасштабный приток людей, принадлежащих к этническим и расовым меньшинствам, изменяет внутреннюю структуру в Соединенных Штатах. Это вызывает перераспределение субсидируемых ресурсов и рабочих мест в государственном секторе (где доля меньшинств традиционно очень высока) и недовольство «старых» меньшинств. Многие из льготных программ были созданы для компенсации афроамериканцам за эпоху рабства и сегрегацию, однако теперь распространяются на вновь прибывающих мигрантов из неевропейских стран, а также и на другие группы населения, включая женщин, инвалидов и др. Таким образом, иммиграция не только снижает долю белых в населении, но и «отрезает» льготы у «традиционных» меньшинств.

Неудивительно, что четыре пятых опрошенных рядовых американцев (по сравнению, кстати, с 45% среди представителей элит) рассматривают «защиту рабочих мест американских трудящихся» как одну из наиболее важных задач, стоящих перед страной.

С другой стороны, правая оппозиция, не афишируя этого, воспринимает иммиграцию, особенно из Мексики и Латинской Америки в целом, как угрозу существующей этнической, расовой, религиозной и языковой структуре и единству американского общества. Консерваторы указывают и на угрозу конкуренции со стороны иммигрантов для малого бизнеса – важнейшей опоры политического консерватизма в США.

Своеобразным выразителем этих взглядов стал политический обозреватель и журналист Патрик Бьюкенен, который провозгласил угрозу иммиграции одной из основных тем своих президентских избирательных кампаний в 1992, 1996 и 2000 годах. Наряду с требованиями о выходе Вашингтона из Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем из Всемирной торговой организации (ВТО) и Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), он настаивал на запрещении всех форм иммиграции на пять лет и сооружении постоянной стены или хотя бы проволочного заграждения на всем протяжении границы с Мексикой для предотвращения нелегальной иммиграции. Следует отметить, что последнюю инициативу начали частично воплощать в жизнь в 2006 году. Еще более агрессивную позицию занимает обозреватель CNN Лу Доббс, который утверждает, что нелегальная иммиграция способствует распространению инфекционных заболеваний, включая такие экзотические, как, например, проказа.

Между тем интенсивная иммиграция (наряду с различными темпами естественного прироста отдельных этнических, религиозных и расовых групп) ведет к достаточно быстрым изменениям структуры населения США. В частности, в 1996 году белые составляли 73,6% населения страны. Доля афроамериканцев равнялась 12%, а доля так называемых «испаноязычных» (преимущественно выходцы из Латинской Америки) – 10,2%. Согласно оценкам, доля латиноамериканцев возрастет к 2050 году до 24,5%, тогда как доля афроамериканцев составит 13,6%. Значительно увеличится и доля выходцев из Азии, составив 8,2%. Данные переписи населения 2001 года подтверждают верность этих прогнозов. Так, «испаноязычные» уже обошли афроамериканцев, став крупнейшим меньшинством. Отметим также, что численность «испаноязычных» возросла с 500 тыс. в 1900 году до 41,3 млн в июле 2004-го. В настоящее время они обеспечивают около половины прироста населения.

Столь же любопытно и то, что количество мусульман в Соединенных Штатах в 2001 году впервые превысило количество евреев. Эти перемены очень важны, поскольку способны привести к изменению результатов голосования, перераспределению социальных благ между отдельными группами населения и переориентации внешней политики.

Особые опасения вызывает предсказываемый многими переход американского общества от традиционного «плавильного котла» к «мозаичной» модели. Тем самым создается ситуация, при которой иммигранты, некогда быстро становившиеся американцами не только в результате формальной перемены гражданства, но и с точки зрения их менталитета, языковой и культурной идентичности, окажутся в «мультикультурном» обществе, распавшемся на обособленные этнические, религиозные, культурные и языковые группы. По словам эксперта журнала Forbs Питера Браймлоу (кстати сказать, тоже иммигранта из Великобритании), Соединенные Штаты больше не в состоянии позволить себе быть нацией иммигрантов: «Что необычно для текущих американских дебатов об иммиграции, так это то, что американцев убеждают полностью отказаться от взаимосвязи, основанной на общей этничности, и вверить себя идеологии как связующей их государство силе».

Особую озабоченность у многих вызывает нежелание представителей испаноязычных иммигрантов интегрироваться в американское общество. По словам знаменитого политолога из Гарвардского университета Самьюэла Хантингтона, испаноязычная иммиграция является «наиболее. серьезным вызовом традиционной американской идентичности. Игнорируя эту проблему, американцы толкают [свое общество] к трансформации на две культуры (англо- и испаноязычную) и два языка». По его мнению, опасность представляют шесть специфических черт новой иммиграционной волны: наличие общей границы с Мексикой, масштабы иммиграции, ее незаконный характер, территориальная концентрация, последовательность и долгосрочный характер.

Читайте также:  Климат и растительность Среднего Востока, сравнение стран

Оппоненты этого подхода указывают на возрастающее значение рынка и революции в области технологии и средств связи как факторов, стимулирующих интерес к изучению английского языка и принятию иммигрантами идеи ассимиляции. Например, главный редактор журнала U.S. News & World Report Мортимер Цукерман не видит «причин для пессимизма». Он пишет: «Имеются. свидетельства того, что мы сможем абсорбировать испаноязычных [иммигрантов] – так же, как мы абсорбировали предыдущие поколения европейцев, – в динамичное американское общество. Каждая новая волна иммигрантов научила нашу нацию чему-то новому и обогатила ее культуру. Другими словами, [новая иммиграционная волна создает] возможности, а не проблемы».

Согласно данным Национального исследовательского совета США, 60% иммигрантов, приехавших в 80-х годах XX века, хорошо говорили по-английски. В целом опросы показывают, что современные мигранты ассимилируются столь же успешно, как и сто лет назад. Недавний опрос 2,5 тыс. латиноамериканцев показал, что 90% из них считали необходимым как можно быстрее и эффективнее адаптироваться к американской культуре. Но те же 90% мигрантов считали необходимым и сохранение связи со своей национальной культурой.

Приведенный выше обзор показывает, что в миграционной политике Соединенных Штатов проявляется ряд черт и проблем, аналогичных тем, с которыми сталкивается сейчас Россия. Более того, некоторые из политических инноваций создают противоречия и вызывают опасения, которые в определенном смысле аналогичны тем, что высказываются российскими политическими силами. В частности, большое опасение вызывает вероятность утраты национального единства и развития этнических конфликтов. В то же время существует серьезная озабоченность относительно возможности бесконтрольного усиления – под предлогом борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией – власти федерального правительства. Однако не будем забывать о том, что американский опыт говорит, прежде всего, о немалой пользе иммиграции и способности государства принять и ассимилировать значительные массы переселенцев, не подвергая опасности основ демократической власти.

Необходимо искать новые формы иммиграционной политики. С одной стороны, иммиграция несет в себе огромный положительный заряд, а с другой – остановить поток нелегалов демократическим путем практически невозможно, особенно когда относительно благополучная страна граничит с гораздо более бедными и трудоизбыточными государствами. Как недавно писал известный политолог Джозеф Най, современный мир характеризуется «размыванием границ». Этот процесс, стимулируемый как рыночными, так и технологическими факторами, ведет к интенсификации международного движения не только товаров и услуг, но и рабочей силы. Наряду с изменениями в отношении мирового сообщества к вопросам прав человека и государственного суверенитета, этот процесс вынуждает многие страны, в том числе и такие, как США и Россия, пересматривать свои взгляды на миграцию и методы миграционной политики.

Дорогие приезжие: чем полезны мигранты для экономики

Они не мешают «хорошей жизни»

Антимигрантская истерия набирает обороты на всех континентах, становясь горячей темой дебатов в рамках американской президентской гонки и миграционного кризиса в Европе. Некоторые страны давно поддерживают антимигрантские лозунги, программы и инициативы (Венгрия, Польша, Великобритания, Франция), другие — только включаются в этот процесс. Так, Дания объявила о развертывании антимиграционной кампании в иностранных СМИ. Польша, Греция, Испания объявили об ужесточении иммиграционного законодательства. Один из участников в гонке за президентское кресло, Дональд Трамп, заявил о необходимости отмены основного принципа американской иммиграционной политики «гражданство по месту рождения» для иностранцев и лиц без гражданства.

Мысли том, что приезжающие мигранты отбирают у местных работу, посягают на социальные блага и вообще мешают «хорошей жизни», одолевают жителей большинства европейских городов. Однако на практике, сложив реальные плюсы и минусы принимающего мигрантов государства, оказывается, что истинная цена миграции не имеет ничего общего с иррациональными страхами представителей местных сообществ.

В реальности мигранты, равно как и местные, вносят свой вклад в процветание и благосостояние страны и имеют по меньшей мере три причины быть любимыми гражданами принимающего их государства.

Создание новых рабочих мест

Прирост миграционных потоков в страну не ведет к автоматическому снижению уровня жизни местного населения, понижению трудовой занятости и падению доходов. После распада СССР и миграции русскоговорящих евреев на родину Израиль запустил программу оценки потенциальных «угроз» повышения безработицы и снижения уровня заработной платы. Прирост трудоспособного населения Израиля на 15% с 1989 по 1997 год благодаря массивной миграции из государств распавшегося СССР не изменил количественные показатели трудоустройства, равно как и не понизил уровень доходов местного населения.

Более того, изменение миграционного ландшафта страны часто приводит к созданию феномена этнического предпринимательства. В США в 1885 году 5% китайцев были заняты в сфере ресторанного бизнеса и химчистках, в 1921-м их было уже 32%, а в 1931-м — 40%. Сегодня это происходит и в Европе, когда цветы продают вьетнамцы, мелкой розницей занимаются китайцы, сфера обслуживания, питания наполняется гражданами государств Восточной Европы, а строительством, как это происходит в России, занимаются выходцы из государств Кавказа и Средней Азии.

В Европе лидерами предпринимательства мигрантов являются Португалия, где 25,9% мигрантов из стран Азии начинают свою предпринимательскую деятельность в первый год по прибытии, Великобритания, в которой 27% китайцев, 24% пакистанцев, 20% индийцев и 19% бангладешцев ведут свой бизнес. В Дании на одного предпринимателя-датчанина приходится пять предпринимателей — выходцев из третьих стран.

Считать, что мигранты отбирают рабочие места у местного населения, — неверно. Люди с меньшей профессиональной квалификацией и не владеющие в совершенстве языком страны, не могут быть полноценными конкурентами местных на рынке труда.

Доходы государства растут

Вопрос о соотношении миграции и уровня жизни местного населения давно волнует умы политиков, ученых и общественных деятелей. Еще в начале 2015 года экс-советник президента Европейской комиссии Филипп Леграйн обратился к европейской общественности с открытым письмом, разъяснив, что прием и обустройство 10% новых мигрантов, в том числе беженцев, в странах ЕС приведет к снижению долгового бремени на каждого европейца в сумме €2300 ($2550). Берется ВВП страны, задолженность страны на внешнем рынке, демографическая численность населения. Чем выше ВВП страны и/или численность — тем меньше долговое бремя для следующих поколений.

Есть и другие расчеты. Обеспечив проживающим в Германии иностранцам до 30 лет доступ к образованию, соответствующий уровню образования местного населения, Германия сможет получить приток налогов и поступлений, равный 118 400 €/чел. в отрезке человеческой жизни. Специалисты с квалификацией, образованием и языком, работая на высокооплачиваемых работах, платят выше налоги.

Каждый въехавший с 1990–2010 годов на территорию ФРГ иностранец заплатил порядка на €3300 больше налогов, чем получил социальных преференций от государства. Поэтому с каждым годом антимигрантская политика как в странах Европы, так и в России будет стоить дороже. Финансовое ведомство Великобритании еще в 2013 году уведомило парламент королевства, что запланированное правительством Камерона снижение нетто миграции (разница между въезжающими и выезжающими) приведет к росту долговых обязательств государства, которые составят до 187% ВВП против 74% сегодня.

Для поддержания уровня жизни и доходов любой стране нужен приток новой рабочей силы и обновляемый человеческий капитал. При сохранении демографической ситуации и миграционных трендов к 2050 году в странах Европы на одного пенсионера придется два работающих, а в России расклад будет 1:1. Это означает, что до 2050 года Германии потребуется не менее 5–7 млн рабочих рук, Великобритании — от 3–5 млн, а России — от 15 до 20 млн.

Люди — это деньги

В 2015 году Фонд Бертельсмана представил исследование, подтвердившее, что 6,6 млн жителей Германии, не имеющих немецкого гражданства, внесли в 2012 году €22 млрд в ВВП страны.

Лондонский центр миграции опубликовал данные о вкладе мигрантов в размере £20 млрд в экономику Соединенного Королевства за 1995–2010 годы. Для Королевского офиса по вопросам бюджетных распределений очевидно, что претворение в жизнь инициативы Дэвида Кэмерона по ограничению миграции в Соединенное Королевство в долгосрочной перспективе к 2060 году приведет к повышению налогообложения в трех-, четырехкратном размере или снижению расходов государства на социально значимые проекты, инвестиции.

Российских исследований о вкладе трудовых мигрантов в ВВП страны практически нет. Единственным достоверным источником информации являются данные о проданных патентах. С 2010–2014 годов свыше 6,5 млн проданных патентов принесли в бюджет около 45 млрд руб. За первое полугодие 2015 года бюджеты российских регионов уже пополнились на 10,5 млрд руб.​

Любым капиталом нужно уметь управлять, и «человеческий» капитал, ликвидность которого зависит от многих обстоятельств, в этом не исключение.

Не все мигранты одинаково полезны: Плюсы и минусы для России

Приток мигрантов в Россию частично восполняет естественную убыль населения. Только вот русских становится в стране всё меньше. С этим нужно что-то делать

Мигранты бьют рекорды

Всемирный банк опубликовал отчёт о ситуации с трудовой миграцией в мире. Основной вывод – в 2018 году работающие за рубежом перевели в родные страны рекордные суммы, причём это касается как трудовых мигрантов из государств со средним и низким уровнем дохода, так и из государств с высоким уровнем дохода. Эксперты прогнозируют, что рост этих показателей продолжится и в будущем.

В целом сумма таких переводов выросла с 633 миллиардов долларов в 2017 году до 689 миллиардов в 2018 году, то есть на 8,85%. Значительная часть денег отправлялась мигрантами из стран со средним или низким уровнем дохода – 529 миллиардов (в 2017 году – 483 миллиарда). Прирост составил 9,6%. Если оставить за скобками Китай (в Поднебесную направлено мигрантами 69 миллиардов), то станет понятно, насколько важны эти показатели для стран-доноров рабочей силы со средним и низким уровнем дохода. Прямые инвестиции туда в 2018 году составили лишь 344 миллиарда долларов.

Без России никуда

Фото: www.globallookpress.com

Аналитики Всемирного банка связывают описанную статистику с улучшением ситуации в экономике США в целом и увеличением занятости в этой стране в частности. Заметный вклад отмечается и со стороны России, а также от стран, являющихся членами Совета сотрудничества стран Персидского залива.

В документе отдельно указывается на то, что Киргизия, Таджикистан, Узбекистан получили заметную выгоду от стабилизации экономической активности в России. Украина называется главным получателем переводов в Восточной Европе, в 2018 году в страну было отправлено около 14 миллиардов долларов. Эта сумма, ставшая следствием 19-процентного роста, является для страны рекордной.

Больше всех домой шлют индийцы

Среди стран, являющихся наиболее крупными получателями денежных переводов, Индия с 79 миллиардами долларов обогнала Китай. На третьем месте Мексика с 36 миллиардами, следом за ней идут Филиппины (34 миллиарда), пятёрку замыкает Египет (29 миллиардов).

Тенденцию к росту денежных переводов на родину трудовыми мигрантами Всемирный банк отмечает практически по всему миру. Одним из лидеров здесь является Индия, где сильнейшее наводнение в штате Керала заставило людей искать работу в соседних государствах. В результате в 2018 году приток денежных средств в страну вырос на 14%. Всё больше колумбийских мигрантов в Испании – в результате рост 16%.

Миграционные процессы в мире имеют свои плюсы и минусы для стран-доноров и стран-получателей рабочей силы. При этом не стоит воспринимать трудового мигранта исключительно как дворника во дворе или другого низкоквалифицированного рабочего. Например, в США от 30 до 70% серьёзных научных работ выпускаются приезжими из других стран. Да и спортсмены-легионеры также являются трудовыми мигрантами, правда, некоторые из них позже перестают быть таковыми, получая новый паспорт и выступая за национальную сборную.

Плюсы и минусы

Фото: www.globallookpress.com

Тем не менее классическая оценка «за» и «против» по этому вопросу в России упирается как раз в тех мигрантов из ближнего зарубежья, которые убирают дворы и подъезды, трудятся на стройках, кладут асфальт, осваивают всё новые рабочие профессии, не требующие высокой квалификации. Они восполняют традиционный недостаток в этой нише, а граждане России становятся более открытыми к более престижным вакансиям, как с финансовой, так и с социальной точки зрения. Таким образом, обеспечивается вертикальная мобильность внутренних трудовых ресурсов.

Среди других плюсов обычно называются снижение безработицы в стране, увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции, замедление инфляции благодаря склонности мигрантов к сбережениям, рост доходной части бюджета государства за счёт увеличения поступлений от налогов и сборов. Правда, именно последний пункт тесно связан с проблемой нелегальной миграции и нелегального трудоустройства.

В противовес позитивному влиянию трудовой миграции отмечаются негативные последствия, которые для обывателя более очевидны, поэтому именно они зачастую формируют настроение общественности по отношению к приезжим из ближнего зарубежья, провоцируя рост социальной напряжённости в регионе, что в полной мере прочувствовала на себе, например, Якутия. Демпинг на рынке труда снижает заработную плату местных работников. Нередко страдают производительность и эффективность труда, поскольку использование дешёвой рабочей силы тормозит внедрение трудосберегающих технологий. Мигранты значительно увеличивают нагрузку на социальную инфраструктуру, особенно когда переезжают вместе с семьями.

Фото: www.globallookpress.com

Концепция есть, а результаты?

Политика же российских властей заключается в том, что трудовая иммиграция для России полезна, нужно только максимально эффективно адаптировать мигрантов к нашим реалиям. Об этом говорится в Концепции миграционной политики до 2025 года, которую ещё в 2012 году утвердил Владимир Путин.

Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения. Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в России должна быть модернизирована,

– отмечается в документе. Насколько это получилось, лучше всего спросить у жителей Москвы. Впрочем, ещё шесть лет впереди, а там и новую Концепцию можно принимать.

Найти золотую середину

Что бы власти ни предпринимали, одни эксперты говорят: «Мигранты отнимают у русских работу», другие твердят: «А кто тогда будет строить дома и убирать улицы?», третьи утверждают, что русских в России не останется уже через 30–40 лет. И эта полемика продолжается с распада СССР. У каждого своя правда, а истина, как обычно, находится где-то посередине. Ведь действительно есть русские, кто готов класть плитку, но не за те деньги, на которые согласны непритязательные киргизы. А другой русский нанимает последних, потому что так выгоднее, а работу сделают порой не хуже, а то и лучше. Строительный рынок переживает не самые простые времена, но кадров всё равно не хватает – спасают мигранты. И так далее.

Читайте также:  Страны для иммиграции, ТОП лучших и простых направлений

Проблемы мигрантов не могут решить не только в России. Более того, в некоторых странах Европы они стоят не менее остро. Одно ясно точно – нужно бороться с нелегальной миграцией, а также внедрять инструменты, позволяющие максимально детально анализировать влияние приезжей рабочей силы на экономику страны. А самое главное – нужно не просто снизить отток русских из нашей страны, но и сделать так, чтобы они начали возвращаться, тогда и потребность в мигрантах снизится.

Сюда и обратно

Закончить же попробуем на мажорной ноте. В 2018 году в России зафиксирован минимум притока мигрантов – их число снизилось до 124,9 тысячи человек за прошлый год (минус 4%). Это минимум с распада СССР. Правда, в обзоре экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС речь идёт о мигрантах, которые остаются в России надолго и обеспечивают прирост населения. Вместе с тем мигранты стали активнее покидать нашу страну, их отток в 2018 году вырос почти на 17%. Для сравнения – только в марте 2019 года в США «хлынули» 100 тысяч мигрантов. И это при достаточно жёсткой политике Дональда Трампа.

Незаконная иммиграция, плюсы и минусы

№ 355 – 356
1 – 14 декабря 2008

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета – Высшей школы экономики
Молдавия в системе международных миграций

Над темой номера
работал Валерий МОШНЯГА

Миграция – экономические плюсы и социальные минусы

Благодаря трудовой миграции люди получают возможность выживать, поддерживать благосостояние своих семей. В ходе миграции они приобщаются к культуре других стран и народов, овладевают инoстранными языками, перенимают новые технологии и профессиональные навыки, устанавливают новые человеческие контакты. Основным положительным эффектом являются денежные переводы трудовых мигрантов в страну происхождения. Объемы денежных средств из года в год возрастают (рис. 11). По доле денежных переводов в ВВП Молдавия занимает с 2006 года первое место в мире. Посредством денежных трансфертов молдавских граждан страна получает большую финансовую помощь, чем от иностранных инвестиций в ее экономику. Конечно, денежные переводы напрямую не увеличивают бюджетные доходы правительства, но вносят вклад в национальные сбережения и валютные резервы.

Рисунок 11. Динамика денежных переводов в Молдавию в 1998-2007 годах

Увеличение поступлений иностранной валюты на внутренний рынок помогает защитить национальную валюту. Растущие объемы денежных переводов благотворно сказываются на развитии и консолидации банковской системы страны. Денежные доходы позволяют поддерживать социальную стабильность в стране, снижают напряженность социального конфликта. В Республике Молдова с начала 1990-х годов ХХ века фактически не было открытых проявлений социального конфликта на почве материальных проблем населения. Исход трудовых ресурсов, неиспользованных в стране, избавляет Молдавию от проблемы внутренней безработицы.

Трудовая миграция, позитивно влияет на социальную структуру Молдавии, увеличивая численность среднего класса и, соответственно, уменьшая категорию бедных и очень бедных. Материальное положение домохозяйств, члены которых вовлечены в трудовую миграцию, более благоприятно (рис. 12). Исследования показали, что в 2/3 всех мигрантских домохозяйств материальное благосостояние формируется в основном денежными переводами. Вклад трудового мигранта, его денежные переводы составляют большую часть бюджета домохозяйств (65% и более). Почти в 40% домохозяйств вклад трудового мигранта составляет более 85 процентов вклада в материальное благосостояние его семьи 12 .

Рисунок 12. Материальное положение домохозяйств до и после миграции, %

Большая часть денег, поступающих от трудовых мигрантов в бедные домохозяйства, проедается. Однако, благодаря трудовой миграции, люди, их домохозяйства способны решать не только проблемы выживания. Некоторая часть идет на удовлетворение “потребностей развития”: получение образования, услуги здравохранения, приобретение современных товаров, открытие или развитие собственного бизнеса. Некоторая сумма заработанных денежных средств идет на развитие местного сообщества, в котором родились трудовые мигранты.

Существенное увеличение объема производства, наблюдающееся в последние годы, не привело к повышению спроса на рабочую силу. Наоборот, число занятых в экономике даже уменьшилось. По данным Всемирного банка, 3/4 работающих в Молдавии являются “работающими бедными”. Низкие заработки в стране и более высокие за рубежом по-прежнему служат стимулом отъезда квалифицированных трудовых кадров. В Молдавии это явление носит разрушительный характер для трудовых ресурсов, что не способствует продолжительному экономическому развитию страны.

Происходит неаргументированное увеличение цен на товары и услуги, которые востребованы, в первую очередь, более состоятельными семьями мигрантов. Бедность семей, не имеющих международных трудовых мигрантов, стала более выраженной, а мотивы к миграции только усиливаются.

Дисбаланс наблюдается и в социально-демографической структуре молдавского общества, так как уезжает самая активная часть населения – молодежь. Уезжая за рубеж на работу, многие из них приобретают статус легального пребывания и трудовой деятельности в стране приема, забирают с собой детей. Изменение социально-демографической ситуации происходит во всех населенных пунктах страны, особенно в сельской местности. Массовым явлением становятся населенные пункты, в которых нет или мужчин, или женщин трудоспособного возраста.

Трудовая миграция способствует укреплению семьи с материальной точки зрения, но разрушает ее морально. Члены семьи становятся чужими людьми. Растет количество детей, которые воспитываются в семьях, где один или оба родителя – трудовые мигранты. По данным ЮНИСЕФ и Центра информирования и документирования о правах ребенка, в Республике Молдова имеется около 200 тысяч несовершеннолетних, которые вследствие миграции остаются одни или воспитываются одним родителем. Если в 2000 году таковых было 20%, то в 2005 году – 38%.

Дети из семей трудовых мигрантов становятся новой группой риска, так как они растут без родительского тепла и воспитания, в наибольшей степени подвержены влиянию улицы, ущемлены в социально-психологическом, нравственном и воспитательном плане. Нередко они становятся жертвой криминальной среды 13 .Стремясь как можно больше заработать, трудовые мигранты экономят на своем здоровье, технике безопасности. Отсюда, нередки случаи гибели, производственного травматизма, роста и запущенности заболеваний. Снижается “порог здоровья” трудовых мигрантов, в целом населения страны.

Крайне негативным “спутником” трудовой миграции стал трафик людей с целью сексуальной эксплуатации девушек, молодых женщин и детей, изъятия и продажи человеческих органов. По этому показателю Молдавия – одна из наиболее небезопасных европейских стран. Сексуальная трудовая миграция ведет к снижению нравственного порога у населения: происходит моральная реабилитация труда проститутки, признание его в глазах одним из “нормальных” видов человеческой деятельности.

Первые попытки борьбы с нелегальной миграцией молдавского населения были связаны именно с противодействием трафику людей. Инициатором выступили международные организации, озабоченные трафиком молодых женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации. С целью противодействия трафику предпринимаются различные меры. Во-первых, информирование населения об опасностях и рисках нелегальной / неурегулированной миграции, трафике людей с целью трудовой или сексуальной эксплуатации. Во-вторых, усиление контроля за деятельностью туристических агентств и агентств по трудоустройству молдавских граждан за рубежом. В-третьих, наказание тех, кто организует, рекрутирует и переправляет “живой товар”. В последние годы в Молдавии активизировалась деятельность правоохранительных органов по выявлению и борьбе с преступлениями, связанными с трафиком людей, и она дала определеннные результаты (табл.1).

Таблица 1. Количество преступлений, связанных с нелегальной миграцией, трафиком людей, выявленных молдавскими правоохранительными органами в 2004-2008 годы

Нелегальная транспортировка детей за границу

Организация нелегальной миграции

Организация и практика попрошайничества

Возбуждено уголовных дел

Однако, в целом в противодействии нелегальной миграции, трафику людей еще много резервов. В первую очередь, это касается непоследовательности молдавских властей в отношении наказания коррумпированных государственных чиновников, которые “крышуют” нелегальную миграцию, трафик людей с целью трудовой деятельности за рубежом и др. Это побудило Государственный Департамент США в докладе, посвященном противодействию нелегальной миграции и трафику людей в 2007 году, перевести Молдавию из второй в третью группу стран, которые ничего не делают или лишь имитируют борьбу с этим общественным явлением.

Важное место в понимании ситуации и перспектив трудовой миграции играют планы трудовых мигрантов на будущее. Каждый пятый респондент, работающий в странах Европейского Союза, не имеет намерения вернуться на родину, строит, реализует или уже реализовал свое стремление остаться на постоянное местожительство в стране приема. По трудовым мигрантам, работающим в Российской Федерации, этот показатель вдвое ниже 15 .

Подобное развитие событий грозит депопуляцией, исходом молодых людей, квалифицированной рабочей силы, трансформацией Молдавии в “спальный вагон”, создает реальную опасность национальной безопасности. Кроме того, нельзя не видеть и того, что исход граждан более молодых возрастов ставит под сомнение перспективу демократического развития страны: на выборах доля и политическая значимость избирателей “третьего возраста” серьезно возрастает, их голос нередко становится решающим в определении перспектив общественно-политического движения страны.

Массовая нерегулируемая трудовая миграция оказывает негативное воздействие на характер взаимоотношений молдавского государства с государствами приема наших трудовых мигрантов. Нелегальность проникновения и нахождения в стране, нередкое антиобщественное поведение, нарушение правил и норм общественной морали и поведения, отрицательно сказывается на имидже Молдавии как цивилизованного демократического государства. Это отношение к молдавскому государству зачастую усугубляет проблема трафика людей. В последнее время выявился и другой аспект проблемы взаимоотношения Молдавии и других государств в контексте международной трудовой миграции молдавских граждан. Молдавские трудовые мигранты становятся разменной монетой, инструментом политического давления на Молдавию со стороны России, ее политических и государственных структур. События 2005-2006 годов в этом отношении достаточно показательны.

Отмечая позитивные стороны миграционного менеджемента в Республике Молдова, во многом обусловленные активным и тесным сотрудничеством с Европейским Союзом, следует в то же время обратить внимание на ряд обстоятельств, минимизирующих эффективность регулирования миграционных процессов в Молдавии.

Во-первых, избирательность в преследовании и уголовном наказании государственных чиновников, “крышующих” нелегальную миграцию, ее организаторов. К сожалению, только жесткое решение, принятое Госдепартаментом США, вынудило власти Молдавии отреагировать на это. В ходе встречи с сотрудниками Центра по борьбе с нелегальной миграцией Президент объявил о сокращении численности личного состава на 50%. Это решение носит административный характер, не имеет ничего общего с адресным, уголовным наказанием чиновников, вина которых доказана судом.

Во-вторых, в противодействии нелегальной миграции нередко имитируется деятельность, отдается предпочтение административным мерам запретительного характера. Примером может служить негласные (неофициальные) рекомендации иностранным консульствам о фиксированном (ограниченном) количестве виз, выдаваемых в течение одного рабочего дня.

В-третьих, комплексная долгосрочная работа с диаспорой, требующая сочетания патриотических, социально-экономических, правовых и информационных аспектов, нередко подменяется бюрократическими подходами, призывами инвестировать в экономику страны, сыграть на ностальгии мигрантов, их бездушным прямым обманом.

В-четвертых, справедливо акцентируя внимание на европейской ориентации Молдавии, сотрудничестве с Европейским Союзом в области регулирования миграции, власти упускают восточное (СНГ, Россия, Украина) направление сотрудничества в области трудовой миграции, противодействия нелегальной миграции и трафика людей с целью их эксплуатации в различных формах. Представляется, что этот аспект деятельности, особенно в контексте растущей конкуренции за трудовых мигрантов, изменений в миграционной политики России как основного аттрактора молдавской рабочей силы, упускать не следует.

В-пятых, сотрудничество с Приднестровьем в вопросах противодействия нелегальной миграции остается на очень низком уровне. При содействии и поддержке Миссии МОМ в Молдавии были организованы различного рода мероприятия по информированию населения о трафике молодых женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации и в Приднестровье. Молдавские и приднестровские неправительственные организации сотрудничают в этом вопросе. В вопросах противодействие трафику людей с целью их сексуальной эксплуатации, продаже и изъятию человеческих органов, выявлению и наказанию их организаторов сотрудничают и государственные правоохранительные структуры Республики Молдова и Приднестровья. В других же аспектах, связанных с регулированием миграции, мониторингом и обменом статистическими данными, информацией о миграционных процессах, такого сотрудничества фактически нет с 1998 года. Республика Молдова ориентируется на требования и сотрудничество с Европейским Союзом, в то время как Приднестровье исходит в регулировании миграционных процессов из принципов и требований, характерных для Российской Федерации.

В-шестых, Молдавия – маленькая страна с небольшим рынком труда. Самостоятельно она не сможет стать экономически привлекательной для своего населения, минимизировать его трудовую эмиграцию, уменьшить риски Европейского Союза, обусловленные нелегальной миграцией. В этом контексте, отметим, что без долгосрочной продуманной целенаправленной политики инвестиций со стороны Европейского Союза все предпринимаемые молдавскими властями меры по регулированию миграции не будут давать желаемого успеха.

12 – См.: Ghencea B., Gudumac I. Migraţia de muncă şi remitenţele în Republica Moldova (2004). – Chişinău: Organizaţia Internaţională a Muncii, Alianţa de Microfinanţare din Moldova, 2005; Transferuri de bani de la cetăţenii Republicii Moldova, aflaţi peste hotare la muncă, (2004). – Chişinău: CBS AXA. A TNS CSOP Branch in Moldova. / OIM, 2004; Remittances in the Republic of Moldova. Patterns, Trends, and Effects. – Chisinau, IOM, 2007.
13 – Postolachi V., Poalelungi O., Moşneaga V., Gonţa V. Republica Moldova – Problemele migraţiei. – Chişinău, IМSRM; IMGSEE, р.305-381.
14 – Данные за январь 2008 года.
15 – См.: Мошняга В., Руснак Г. Мы строим Европу и не только. – Кишинев, Молд.ГУ, 2005, с.40.

Ссылка на основную публикацию
Молдавия в системе международных миграций